Блоги 21 июл 2015 1229

​Болонская система – добро или зло?

Когда моя дочь училась в бакалавриате, ее де­душка, в общем-то грамотный, в меру полити­зированный, проводящий день за чтением пе­риодики и просмотром ТВ-передач, постоянно спрашивал: «Бакалавриат – это что-то вроде техни­кума?» Он не мог понять, почему после четырех лет учебы в бакалавриате студенты получают диплом о высшем образовании? Для него самая лучшая система высшего образования – советская, пятилетняя.

Незаметно пролетели четыре года учебы дочери в уни­верситете. Получен диплом, который свидетельствует, что ей присвоена квалификация «бакалавр» по такому-то направлению. Для сравнения достала свой диплом. В нем указана квалификация, то есть, кто я есть по специально­сти.

После учебы в бакалавриате профессии, сочетающей в себе экономическую и творческую составляющие, дочь желает поступить в магистратуру с экономическим на­правлением. По ее словам, многие ее однокурсники и зна­комые тоже собираются продолжить учебу в магистрату­ре по направлениям, отличным от учебы в бакалавриате. Кстати, радетели Болонской системы (бакалавриат-маги­стратура вместо традиционного специалитета) обожают ее расхваливать и среди прочих достоинств отмечают, что, мол, магистратура дает возможность сменить специ­альность. Типа на бакалавра отучился на одну, поработал, понял, что не твое, пошел в магистратуру всего на два года – и вот тебе другая, новая специальность, вот оно счастье.

Знакомый преподаватель местного вуза говорит, что интерес к магистратуре выпускники проявляют в двух случаях: если хотят продолжить образование по своему профилю или сменить специальность. Никаких ограниче­ний по выбору направления в магистратуре нет. Филолог или историк может пойти учиться на экономиста и на­оборот. По его словам, магистратура может стать шансом начать все сначала для тех, кто, получив специальность, в ней разочаровался. «В 21 год гораздо проще сделать пра­вильный выбор, чем в 17, когда твое мнение смешивается с оценкой родителей, и ты сам еще мало что понимаешь в жизни», - говорит знакомый преподаватель.

Сын моей знакомой после учебы на филологическом факультете решил поступить в магистратуру юрфака. Го­дом ранее его сестра окончила бакалавриат юридического факультета Иркутского госуниверситета. Она возмущает­ся: «Эта магистратура ему ничего не даст, кроме диплома. На бакалавриате нам дали базовые знания по всем отрас­лям права. Что ему даст магистерская программа «Адми­нистративный надзор в РФ», если он не изучал ни админи­стративного права, ни теории государства и права?».

Сейчас, наверное, другое время. Нынешняя молодежь более практична. Начиная с четвертого курса, многие сту­денты параллельно обучаются другим специальностям. Каждый вуз предлагает различные образовательные про­граммы, разумеется, на платной основе.

Возвращаясь к Болонской системе. Некоторые, из раз­говора друзей дочери, руководствуются принципом: луч­ше сейчас проучиться еще два года, кто знает, может, через несколько лет диплом бакалавра не будет котироваться. Некоторые хотят работать за границей, где диплом маги­стра понятен всем. Там не понимают, что такое «специ­алитет» и «второе высшее».

Кстати, в местных объявлениях о вакансии не най­дешь: требуется магистр или требуется бакалавр. Но в Мо­скве, Питере, говорят, к соискателям работы требования к двум уровням высшего образования – бакалавру и ма­гистру – уже начали предъявлять. Безусловно, компании ценят знания и опыт сотрудника, которого они принима­ют на работу, но порой строчка «магистратура» может сы­грать решающую роль в выборе одного из претендентов.

К слову, многие уезжают из Бурятии по той простой причине, что в наших вузах нет многих магистерских программ, которые стали бы продолжением программ бакалавриата. Наштамповали бакалавров, а дальше, как говорится, забота самих выпускников и их родителей. И, к слову, многие вчерашние школьники поступают в вузы других городов, чтобы в том же учебном заведе­нии продолжить учебу по программам магистратуры. Те же бакалавры не могут поступить в аспирантуру, если не окончили магистратуру. Вот такая закавыка с Болонской системой образования.

Правда, в некоторых вузах сохранили традиционную пятилетку, или специалитет. Дипломы специалистов вы­дают там, где есть «специальности, обеспечивающие без­опасность личности и государства». Это, к примеру, во­енные и инженерные учебные заведения. Свою особую систему подготовки специалистов сохраняют медицин­ские вузы.

Остается добавить, у вузов разные требования к посту­плению в магистратуру: где-то нужно сдавать комплексный междисциплинарный экзамен, а где-то - просто пройти со­беседование. При этом во всех вузах России ограниченный набор на бюджетные места в магистратуру. В среднем 10 мест. Мало и коммерческих мест. Сдается, что борьба за по­ступление в магистратуру будет покруче, чем в бакалавриат.


Автор: Светлана НАМСАРАЕВА