Блоги 28 ноя 2018 2012

​​Овцеводы Хамбо ламы – золотой фонд бурятского народа

24 ноября в резиденции Пандито Хамбо ламы Аюшеева состоя­лось ежегодное отчётное собрание овцеводов, которые содержат отары овец в количестве свыше 300 голов.

Овец передал им глава буд­дистов России XXIV Пандито Хам­бо лама Дамба Аюшеев по до­говору на особых условиях, что часть расплодившихся овец они будут передавать другим людям, а те, в свою очередь, другим же­лающим заняться овцеводством. Так эта программа поддержива­ет жителей сельских поселений, даёт возможность людям рабо­тать на селе и помогать своим дацанам. А началось всё со встре­чи с президентом Владимиром Путиным, Хамбо лама рассказал ему о своём желании возродить жизнь в бурятской деревне. Гла­ва государства поддержал его и выделил на реализацию проекта порядка 70 млн рублей.

На эти средства было заку­плено 10 тысяч маток. Ещё ты­сячу голов приобрели благодаря безвозмездной помощи предсе­дателя правительства Дмитрия Медведева. Доверие и поддерж­ка со стороны первых лиц Рос­сийской Федерации наложили на Сангху определённые обязатель­ства. Ведь реализация проекта находится в зоне внимания ад­министрации президента. Сейчас руководство Сангхи делает всё возможное, чтобы справиться с поставленными задачами.

Напомним, проект «Социаль­ная отара», реализуемый Буд­дийской традиционной Сангхой России, стартовал в 2012 году. Главная её цель - возрождение традиционного скотоводства у бурят и закрепление их на селе. Как сказал Хамбо лама: «В селе, где в основном и расположены буддийские дацаны, без овечьей отары достойной жизни не будет. Одно только пьянство, драки да воровство».

Подобный опыт апробирован в Калмыкии и Туве. На базе одно­го хозяйства создается маточное поголовье. А затем начинающим фермерам передают по 300 ов­цематок. Фермер должен через год вернуть 150 маток, а ещё через год - другую половину. В итоге он рассчитывается, а у него самого остается порядка 300 ма­ток. С этой уже полностью соб­ственной отарой он дальше раз­вивает своё хозяйство. Передача овец оформляется в виде залога, где матки оцениваются по ры­ночной стоимости. После возвра­та 300 маток залог аннулируется. Это своего рода кредит, но без банковских процентов и других условий стандартного займа.

За 2018 год в Бурятии было создано шесть социальных отар с количеством более 300 овец. Так, Александр Болхоев создал социальную отару в Ноехоне в Селенгинском районе, а овец он получил от четырёх других участников проекта. Социальная отара Ивана Ефимова из села Би­лютай создана из поголовья овец Сергея Бадмаева – 200 ярок и Баира Цыдыпова – 100 валушков. Таким образом в Селенгинском районе стало 16 социальных отар, в Джидинском районе их 9, в Кяхтинском районе – 8, в Кижин­гинском районе – 3, и по одной социальной отаре в Бичурском, Еравнинском, Курумканском, Мухоршибирском и Окинском районах. В свою очередь, создан­ные в 2018 году отары начнут пе­редавать с 2020 года по 100 ярок во вновь создаваемые отары.

Среди участников проекта ветераны локальных войн, быв­шие руководители разного уров­ня, домохозяйки, спортсмены, бывшие полицейские и даже граждане, побывавшие в ме­стах не столь отдалённых. Как сказал Хамбо лама: «Весь цвет бурятского народа! Содбо, у тебя восемь классов образования, ты умный человек! А вот посмотри­те этому Баиру в глаза – страшно смотреть, никакой жалости! Сто лет назад он был бы казачьим сотником, глыба! Дашипылов – великий контрабандист всех вре­мён и народов! Если надо гра­ницу перейти, подходи к нему!».

Среди бурят, в подавляющем большинстве из Селенги, Кяхты и Джиды, оказался Иван Ефимов из семейского Билютая в Бичу­ре. Про него Хамбо лама сказал: «Он накажет всех бурят, потому что будет отдавать больше всех овец!».

Совещание длилось порядка 9 часов и практически всё время говорил один Хамбо лама, это была лекция, тренинг и семинар в одном флаконе. «Вы должны жить там, где ваши овцы пасут­ся, а не наоборот – они пасутся там, где стоит ваш дом! Дагбаев и Бадмаев – два горлопана! Я к вам персонально обращаюсь! Овцеводы должны быть самыми богатыми людьми! Вы – золотой фонд бурятского народа! Слыша­ли, как богатый чабан из Кяхты Номтоев выдал по телефону за­муж дочь? Полгода по телефону разговаривали, а потом приехали сватать богатую невесту!».

И на самом деле, в приватной беседе один из овцеводов сообщил мне, что полтора–два миллиона он зарабатывает. Правда, и семья у него большая, за год съедает 40 голов овец, одну корову и одну лошадь.

После интеллектуальной составляющей (кроме овец раз­говор шёл о бурятском языке и других насущных проблемах об­щества) перешли к юридической. Овцеводы заключали договоры с Хамбо ламой на аренду отар, то есть они стали арендаторами. Однако не бумага была главным гарантом сделки, а взаимное до­верие: «Зоригто очень опасный человек, он племянник большого начальника, который будет его прикрывать! Но от меня тебя ни­кто не прикроет! А ты, Гырылов, о чём мечтаешь? Думаешь, что я, шаргольжинский сонгол, обману тебя - джидинского сартула? Не дождёшься! Я тебя не обману!».