Блоги 22 фев 2019 5633

​ИД «Буряад унэн» ищет истории членов делегации Бурят-Монгольской АССР 1936 года

Этой фотографии 83 года. В январе 1936 года руководство страны приняло в Кремле с делегацию тружеников Бурят-Монгольской АССР. В её составе чабаны и доярки, учителя и артисты. Именно на этой встрече Сталину, Молотову, Ворошилову и Калинину подарили бурятские дэгэлы. Именно оттуда фото «вождя народов» с бурятской девочкой Гелей Маркизовой. Но есть и другие кадры, менее «популярные», но с не менее интересной историей. Одну такую рассказывает Батор Тумунов, сын Жамсо Тумунова, бурятского поэта и прозаика, автора первого бурятского романа, сообщает Буряад Yнэн.

«Возвращаюсь однажды из школы. Сидят моя мама и рядом бабушка. «Тебя ждем». Бабушкой оказалась Савранна Яковлевна Малахирова - жена Михея Ербанова, только вернувшаяся из ссылки. Уже начался процесс реабилитации, её приглашали на разные мероприятия, потребовались фотографии значимых событий. Так вот, ждали они меня, чтобы я распорол старый шэрдэк (матрац). Во избежание преследований мама зашила в него все фотографии тех событий. Мы их достали из «хранилища» и среди них эта. На ней молодая девушка - моя мама Ханда Лобсановна Намсараева».

Совсем ещё юной она попала в состав делегации, и с ней приключилась история. Далее Батор Тумунов рассказывает с её слов:

«По коридору Кремля, направляясь в зал заседаний, шли Сталин и Ербанов. Мы все стояли, создавая свой «коридор». И тут Сталин показав на меня спросил: «Кто это?». «Наша певица» - ответил Михей Ербанов. «Спой» - сказал Сталин. Спела куплет бурятской народной песни «Эрбэд соохор». Ну как спела… прокричала от страха. Ни себя не помню, ни реакции Сталина» - рассказывала она позже.

Жена Ербанова тогда унесла эту фотографию в музей им. Хангалова, чтобы там сделали копию. Но к хозяйке фотографии в итоге вернулась как раз копия. Причем посредник, Савранна Яковлевна, подлога не заметила. 

«На попытки справедливость восстановить, моя мама её остановила - «в музее целее будет». И на самом деле та фотография в музее висит», - продолжает рассказ мой собеседник.

Батор Тумунов и наш корреспондент договорились, что вместе начнут поиски потомков людей, которые запечатлены на фотографии. Кое-что уже удалось обнаружить - на YouTube есть уникальные кинохроники с той официальной встречи.

Так, кадры сохранили момент, где первый заместитель Председателя Совнаркома Вячеслав Молотов поприветствовал участников встречи на бурятском языке «Сайна байна гут!» и первому слово предоставил председателю колхоза имени Ворошилова Улан-Одонского аймака Бадмаеву Батожаргалу. Судя по диалекту говорящий из селенгинских бурят. Еще один спикер Гашунов Дугар Кондакович из колхоза имени Дзержинского в своей речи обозначил свою принадлежность к Тунке. Речь доярки из колхоза им. Разумова Аржутовой Марии Ивановны вызвала шквал аплодисментов. Судя по диалекту она из западных бурят. Писатель Хоца Намсараев был четвертым, кому доверили произнести речь в Кремле… на бурятском языке.

В 1936 году бурятский был единственный язык на котором тогда могли говорить делегаты из Бурят-Монголии (полный текст в следующем выпуске газеты «Бурятия» 27 февраля 2019 года)

PS: ИД «Буряад унэн» просит всех внимательно вглядеться в лица этих людей. Возможно, на ней запечатлены ваши предки. Нам интересна любая информация. Возможно, именно ваш рассказ станет вкладом в настоящую историю этих людей. Также мы обнаружили ещё одно фото, на котором видно всю делегацию целиком.


Автор: Норжима ЦЫБИКОВА