На днях в Улан-Удэ в Доме Дружбы прошёл круглый стол, посвящённый бурятскому казачеству, а вернее, 100-летию расказачивания в России. Был затронут и вопрос о памятнике основателям Верхнеудинска.
Меня эта тема интересовала, поскольку принял некоторое участие в написании книги о бурятском национальном казачестве, и необходимо было получить представление о современной ситуации. Присутствовали главный федеральный инспектор по Бурятии Сергей Ромахин, депутат Народного Хурала Сергей Дорош, заместитель руководителя администрации Главы и правительства РБ по развитию гражданского общества - председатель комитета Михаил Харитонов, а вёл собрание атаман казачьего общества «Верхнеудинское» Борис Бородин. Как видно по этим персонам, власть уделяет достаточное внимание казакам.
Основная дискуссия развернулась между Михаилом Харитоновым и казачьим полковником Юрием Касьяновым, который резко высказался по вопросу расказачивания. Его же оппонент, как профессиональный историк, настаивал на объективной и научной оценке событий Гражданской войны, опираясь при этом на факты, а не на эмоции: «Призываю не выносить категоричные суждения ввиду сложной обстановки той эпохи, породившей революцию. Если бы мы там оказались, как бы мы себя повели, на этот вопрос сейчас невозможно ответить».
Вообще, после завершения круглого стола осталось ощущение недосказанности, более того, возникло представление о разброде и шатании в их среде. Напомню, движение по возрождению сословия началось в начале 90-х годов. Тогда народ с удивлением и любопытством смотрел на первых, вновь появившихся станичников в папахах, с лампасами и прочими известными атрибутами. Всё это казалось тогда маскарадом и потешными играми.
С тех пор прошло четверть века, и что же ныне представляет это некогда многочисленное, воинственное и влиятельное сословие? Сегодня в Бурятии числится более тысячи реестровых казаков, то есть лиц, желающих участвовать в оказании содействия в решении государственных вопросов. Например, обеспечивать безопасность на улицах, тушить пожары и так далее. А реестр – это просто учёт, благодаря которому государство знает количество казачьих организаций и их членов. Люди, объединившиеся в казачьи общества, прошедшие процедуру этого учёта, и представляют сегодня реальное казачество.
Всего в республике зарегистрировано 21 казачье общество (Селенгинское, Джидинское, Северобайкальское и т.д.). Они объединены в окружное казачье общество, атаманом которого и является Борис Бородин. Как говорили на круглом столе казаки, они неплохо работают с пограничниками, с мэрией города Улан-Удэ в деле охраны улиц и охраны лесов в черте города. Разумеется, не бесплатно, по 50 рублей за час. Так же с МЧС и рыбоохраной. Казаки всегда были привязаны к земле, и ныне в республике есть немало крепких хозяйств в форме КФХ и ЛПХ. Как правило, они особо не афишируют себя, работают и вносят свой конкретный вклад в казачьи дела. Ещё одна важнейшая точка приложения казачества - это образование и культура. В прошлом году 12 школьников из Закаменска (атаман Борис Осодоев) выезжали в Новосибирск и достойно выступили на детском казачьем фестивале.
Комитет по образованию администрации города Улан-Удэ также озаботился вопросами казачьего воспитания. И для организации обмена передовым педагогическим опытом 12 декабря 2018 года было сформировано городское методическое объединение с участием атаманов обеих казачьих станиц Улан-Удэ – Григория Собашникова и Дениса Леонова. Итогом работы методобъединения стала дополнительная общеобразовательная программа «История и культура казачества». Она предназначена для теоретической и практической подготовки учащихся 5-9 классов. Так школы готовят к участию в деятельности детских объединений казачества. А всего в Бурятии официально числится 582 казачонка.
В области казачьей культуры также делается немало. В республике насчитывается от 19 до 25 коллективов художественной самодеятельности. А улан-удэнский городской театр народной музыки и танца «Забава» на профессиональном уровне представляет самобытную казачью культуру.
И всё же, откуда это ощущение неопределённости? Нуждается ли теперь российское государство в них? На сегодняшний момент на это нет ответа. Федеральная власть сама не знает, что ей делать с казаками. Хотя, по ним принято немало нормативных актов. На юге России – в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях на них выделяется немало средств. Но одного всеобъемлющего федерального закона по казакам до сих пор не принято. Правда, соответствующий законопроект уже проходит экспертизу в минюсте, но и по нему, как говорит Борис Бородин, есть масса вопросов.
Однако, безотносительно того, в какой форме он будет принят, ясно, что для Бурятии казачество - это не только история и этнография. Казачество - это одна из важнейших духовных скреп, объединяющих русских, бурят и эвенков в оплот российского государства в Забайкалье.
Фото Анны Огородник