Блоги 9 май 2019 1237

​​Чем отличается монгольская баня от русской?

В Монголии по дороге в Улан-Батор увидел вывеску «Русская баня». Сразу повеяло чем-то родным и захотелось в баню на ПВЗ, с утра по­раньше на первый пар. Но, увы, был цейтнот, и я так и не испытал монгольской «русской бани». А какова, собственно, монгольская баня?

В прошлом кочевники мылись в своих юртах. Разжигали очаг, накаляли камни и сидели, пари­лись. При отсутствии воды выступившую грязь про­сто соскабливали. В качестве топлива использовали высохший навоз – кизяк или аргал по-монгольски и по-бурятски. Аргал имеет повышенную теплоотда­чу. В настоящее время его, да и вообще технологию кочевой бани, используют в Иволгинском дацане. За его оградой стоит неприметный домик – это и есть «сонгольская» баня, как её именует Хамбо лама Аю­шеев.

«Газ прогревает воздух, уголь и дрова – мясо, тепло от аргала (кизяк) прогревает до костей, а если Ганжур лама после трёх дней медитации дунет на тебя – пиши пропало! – говорит он. - Бурятская баня убирает хондроз и лёгочные болезни. Почему рус­ские лежали на печи? Потому что прогревали кости. Бурятская баня прогревает костный мозг, а это осно­ва основ здоровья человека».

И действительно, знаю постоянных посетителей этой бани, которые подтверждают её целебный эф­фект. Однажды и я побывал в этой бане и прогрел свои кости. Температура в ней невысокая, но жар ровный и стойкий. Впрочем, ныне монголы предпо­читают банные комплексы, где можно часами про­водить время в разного рода парилках, бассейнах с настоями трав, принимать массаж, делать маски, спать, есть, пить пиво и чаи в комфортных условиях.

Технология бани кочевника настолько проста и универсальна, что она известна и как баня таёжника. Также примерно парились охотники в шалашах или зимовье. И также ныне используют её предпри­имчивые люди на Байкале. На костре нагреваются валуны, а потом её накрывают кубом из целлофана. Парилка готова! Из парной нырок в студеные воды! Всё просто.

Однако, вернемся к нашей русской бане. Улан-удэнские бани принадлежат предпринимателям, и в большинстве из них они навели должный порядок. Кроме редких исключений. Тем не менее, традици­онные общественные бани остаются центрами при­тяжения любителей попариться. Это бани на Маш­заводе, Батарейке, Стеколке, Шишковке, Заудой, на Смолина и ПВЗ. Появились и новые, то же «Сатори», баня нового формата.

Главное в бане - это парилка. Ее качество зависит от соотношения каменки и помещения, её размеров и высоты потолка. Здесь Хамбо лама прав, пар дол­жен пробивать до костей, только тогда чувствуется эффект прогревания. Бывает, бьёшься веником, а толку нет, не продирает. Значит, нужна оптималь­ная температура и влажность. И то, и другое мож­но отрегулировать. Но чем позже, тем сложнее это сделать. В городских банях большая проходимость, и к вечеру парилка сильно увлажняется, и её нуж­но сушить. Но не пересушить. Почему у нас финская сауна не в чести? Потому что раскалённый с ухой воздух сауны обжигает лёгкие, а у нас и без того су­хой климат.

В каждой бане есть свои «специалисты» из кли­ентов, которые заботятся об этом: следят за температурой, моют, а потом сушат, при этом запирая парилку. Потом запускают народ и сыплют на камни растворы эвкалипта, пихты, мяты, пива. Парильщи­ки наслаждаются ароматами, а потом берутся за веники.

У «специалистов» есть свои приколы. Гоша в бане на ПВЗ после уборки и просушки во все горло коман­дует: «Заходи!!!». Сам особо не парится, старается для других, народ это понимает и благодарен ему. Есть ещё Табинаич, который, только народ рассядет­ся, устраивает игру в «Поле чудес». Кто-то у стра­ивает «вертолёт» - размахивает полотенцем, гоняя горячий воздух, а кто-то травит байки и анекдоты. Однажды видел парильщика, который бился двумя вениками, напевая похабную песенку: «Косил сено старичок, х… повесил на сучок!» Её мотив задавал ритм ударам вениками.

Всё это рождает особую дружескую атмосферу. Пожалуй, крепкий пар и доверительное общение - два равнозначных компонента настоящей бани. Ведь не каждый встречный может потереть тебе спинку. Д ля этого нужно не один литр пота вместе выпарить. Парильщики угощают друг друга своими чаями, домашним квасом, а вот на днях в бане на ПВЗ принесли березовый сок на всю честную ком­панию.

В разное время дня и в разные дни складывают­ся банные компании, которые у многих становятся главными центрами коммуникации. Для завсегда­таев хождение в баню - это особый, наполненный глубоким смыслом ритуал и даже образ жизни. Осо­бенно банные посиделки важны для пенсионеров, у которых априори сузился круг общения. Один из парильщиков (бывший сотрудник УФСИН), на своём юбилее представлял своих гостей таким образом: «Тюрьма!», «Баня!», «Родня!».

Сейчас начинается жизнь на дачах в пригородах и на Байкале, сезон отпусков, и баня опустеет. Пик обезлюдивания придётся на середину июля. Макуш­ка лета, жара, и на улице парилка. В августе посе­щаемость снова вырастет, и противоположный пик придётся на время трескучих морозов. Что может быть приятнее жара парилки, когда на улице под минус 40?