Бурятские общественники на форуме
В этой колонке вновь продолжу разговор, начатый на Всероссийском форуме активных граждан «Сообщество», посвящённом теме «Сбережение народа. Национальные проекты: потенциал Сибири и Дальнего Востока». Напомню, что он прошёл на днях в Улан-Удэ и в нём участвовали представители Минвостокразвития России, Дальневосточного и Сибирского округов, эксперты и общественники.
На одной из площадок прошёл мастер-класс для общественников по взаимодействию с информационным пространством и СМИ, модератором которого стал шеф-редактор и ведущий программы «Активная среда» на канале ОТР Ашот Караханян. Он рассказал общественникам и журналистам из Бурятии и других регионов о своей программе. В ней освещается благотворительная деятельность организаций и фондов, а также отдельных неравнодушных людей, желающих помочь нуждающимся.
Ашот Караханян призывал к социальной активности и развивал идею добра. По его словам, проект «Активная среда» поддерживает волонтёрские начинания, показывает, как активная гражданская позиция может дать толчок к возрождению традиций милосердия.
Его выступление вызвало немалый интерес, ведь в регионах Сибири и Дальнего Востока нет специализированных телевизионных программ о благотворительных акциях и мероприятиях. В «Активной среде» рассказывается об их учредителях и тех, кому эта помощь нужна.
Караханян подробно остановился на работе в социальных сетях, в частности, этот телевизионный проект имеет популярный формат – свою френдленту. Это помогает активно взаимодействовать со зрителями, вовлекая в благотворительный процесс всё новых участников. В завершение он призвал общественников, желающих провести благотворительную акцию, к сотрудничеству и пригласил к участию в своём проекте на Общественном телевидении России (Instagram: @a.sreda.otr).
Бурятские общественники озвучили свои проблемы в общении со СМИ и рассказали о своём месте в информационном пространстве республики. Интересную идею высказала Татьяна Гулгенова, представитель Общественной палаты республики. По её словам, необходимо свести весь информационный поток от общественных организаций в одно русло. Это позволило бы сообществу неравнодушных людей иметь собственный ресурс, в дополнение к поддержке традиционных СМИ.
Кстати, именно сотрудничество со СМИ представляет для общественников Бурятии одну из немаловажных проблем. Действительно, без полномасштабного освещения трудно проводить благотворительные акции и реализовывать общественно значимые долгосрочные проекты. По этому поводу бурятские общественники выразили полное единодушие: они нуждаются в СМИ, но не всегда встречают в ответ положительную реакцию. Зададимся вопросом: а нуждаются ли СМИ в общественниках? И как помочь НКО пробиться на страницы газет, радио и телеэфир, на ленты популярных интернет-порталов?
«Нуждаются ли СМИ в общественниках?» - это вопрос провокационен, а ответ на него однозначен: «Да, нуждаются!». Некоторые республиканские интернет-порталы выдают в день до 150 новостей. Большинство из них придерживается жёстких норм по количеству выдаваемых «информашек». Да и новое поколение корреспондентов ориентируется в основном на новостной поток, а не на аналитику, расследования и другие формы текстового материала, требующих времени, связей и мастерства. К этому их зачастую подталкивает редакционная политика, работа в таком режиме лучше оплачивается. Ведь и потребитель, в конечном счёте, требует всё новых и новых коротких новостей. На большие тексты у него просто нет времени. Между тем, сенсации ежечасно не рождаются, и общественнику (если его проект действительно интересен) не сложно войти в этот новостной поток.
Есть другой немаловажный момент в специфике радио и телепрограмм в жанре интервью и дискуссий. В Бурятии множество конкурирующих между собой радиостанций и телеканалов. Многие программы дублируют друг друга и ревниво смотрят на появление у конкурента известных «говорящих голов» и экспертов. На самом деле, таковых не так много. А между тем, нужно ежедневно и еженедельно заполнять эфир.
Говорю это на примере собственного опыта ведения авторских программ на местных телеканалах. Если программа в жанре интервью, то через какое-то время «гости» начинают ходить по кругу. И даже в этом плане у общественников всегда есть фора перед чиновниками и политиками, они не связаны по рукам служебными, политическими условностями и обязательствами и могут гораздо свободнее вести себя в эфире.
Если это дискуссионная программа, то опять же в эфире нужен конфликт, нужно столкновение мнений. Как правило, подобные дискуссии разыгрываются между чиновниками, политиками с одной стороны и общественниками с другой. У последних в этой ситуации самая благодарная роль - выступать представителями народа. Так они обретают определённый вес и оказываются востребованы самой властью. В качестве примера приведу лишь имена экономиста Алдара Бадмаева и эколога Натальи Тумуреевой. Так что мы просто обречены на сотрудничество – СМИ и общественники, люди несущие добро в жизнь, на наши страницы и эфир.