Калачакра в Бодхгае
В Улан-Удэ проходит посвящение в учение Калачакры, или, как называют у монгольских народностей, - Дуйнхор ван, самую сокровенную мистерию в буддизме.
В январе 2003 года это учение даровал Его Святейшество Далай лама ХIV. А происходило это в священном городе Бодхгая в Индии, там, где царевич Сиддхартха Гаутама достиг просветления. Хочу вспомнить о некоторых подробностях того незабываемого путешествия.
Нашу группу паломников возглавлял Ганжур лама Раднаев, были также Бимба лама Доржиев, хранитель Итигэлова, лама из Тунки Иннокентий Сотников, Зоя Цыбиковна Айдаева – супруга тогдашнего мэра Улан-Удэ и др. В аэропорту Дели к нам присоединилась Цэпэ, женщина отчаянной смелости. О Калачакре она узнала в аэропорту в Москве от Ганжура ламы. Недолго думая, Цэпэ вылетела за нами следующим рейсом. Не зная ни английского, ни хинди! Без проводника, без телефонов! Поистине, «Бурхан бии» - «Бог есть», подумали мы и тронулись в путь. Кстати, в прошлом году встретил Цэпэ на освящении дугана в Санаге – она была главной распорядительницей среди женщин.
Ехали в арендованном джипе. От Дели до Бодхгаи с запада на восток 1080 км, ехали порядка 36 часов. С двумя-тремя остановками на чай. Водитель-индус за это время не взял в рот ни крошки, не спал и только жевал бетель – лёгкий наркотик. Когда у него закрывались глаза, мы толкали его в бок. Дорога в Индии сама по себе большое приключение: верблюды, ишаки, рикши, один раз видели слона. «Таты» - сверх меры загруженные товаром грузовики, кабины забиты людьми, они гроздьями висят сбоку и кучками сидят наверху. Поэтому из-за смещённого центра тяжести на крутых поворотах грузовики аккуратно заваливались набок. При этом бревна (на дрова в Варанаси, сжигать трупы на Ганге), так же, как и люди, рассыпались в разные стороны.
За обочиной по обе стороны - сплошь города, деревни и поля. Мужчины читали газеты, играли, брились. На стройках вместо подъёмных кранов работали женщины. В своих ярких сари, мелко-мелко перебирая ногами, они несли на головах штук по 12 кирпичей. Одной рукой придерживая кирпичи, другой – свободный конец сари. Грациозно, конечно, но: «Не дай боже родиться женщиной в Индии», - говорили наши паломницы.
Церемония Калачакры - это яркий и радостный фестиваль. Сама Индия делает его таким. Хотя Его Святейшество всегда был в окружении телохранителей и полицейских. При входе на место учений – огромное огороженное поле, верующие предъявляли пропуски с фото. Кого-то и обыскивали. Ближний круг составляли ламы, а дальше располагались простые паломники, в основном тибетцы. Тибетские общины есть во многих индийских штатах. Средоточиями их духовной жизни являются три крупнейших монастыря на юге Индии, где живёт около 20 тысяч монахов.
Несмотря на то, что ритуал Калачакры проходил в Индии, для многих бурятских паломников он стал в какой-то степени открытием Тибета. Ведь для тибетцев, живущих в изгнании, посвящение стало праздником. Многие тибетцы приехали нелегально, рискуя попасть в китайские тюрьмы, для этого по горным тропам они перешли индо-китайскую границу.
Много было европейцев: дреды – прически из спутанных волос, хипповские одежды с тибетским и индийским колоритом.
Бурятская диаспора была представлена нашими хувараками, порядка 40-50 человек. Во время посвящения Калачакры тибетцы открыли в Бодхгае множество кафе и закусочных. Тибетская кухня очень близка к бурятской, в ней много мясных блюд, суп тукпа – похожий на домашнюю лапшу, момо - буузы, зутраан сай, и она не так остра, как индийская, поэтому россияне предпочитали её. Но мне понравилась индийская вегетарианская кухня. Масса лёгких вкуснейших блюд, а в жару мясо, как и водку, не хочется. Правда, у меня был припасён литр русской водки - как средство против антисанитарии, царящей в этой стране.
В одном из таких тибетских кафе прошла встреча земляков: паломников и хувараков, с обедом и привезёнными с родины гостинцами. С той встречи запомнились чистые и одухотворённые лица наших студентов. Сейчас они уже вернулись домой, возглавили дацаны и сами учат новые поколения хувараков.
Само учение Калачакры для меня как простого мирянина стало церемонией, исполненной глубокого смысла. В тот раз Бодхгая собрала и объединила не только тибетцев, европейцев и бурят. Здесь были тайваньцы, японцы, австралийцы, корейцы и ещё множество представителей других народов.
Безусловно, желательно подготовиться к церемонии и попытаться разобраться в основных моментах на каждой стадии всего процесса. Ритуал достаточно сложен для понимания, и в каком качестве принимать участие в нём: полноправного участника или простого наблюдателя?
Но безотносительно от степени подготовки человека считается, что ритуал приносит душевный покой его участникам и способствует миру и счастью на Земле. По этой причине, как говорил Его Святейшество Далай лама ХIV, Учителя сами рады даровать это посвящение: «Моя молитва состоит в том, чтобы каждый, кто планирует посетить или когда-либо посещал посвящение в Калачакру, смог в итоге извлечь максимальную пользу из этого».
Фото Александра Махачкеева