
Коронавирус сделал известной на весь мир столицу провинции Хубэй. Последние цифры говорят, что случаи заражения им зафиксировали в 29 странах мира, сообщает газета «Бурятия».
В такой ситуации практически все страны, в том числе Россия, приняли меры против распространения опасной инфекции на своей территории. Так, с 1 февраля ограничили авиасообщение между Россией и Китаем, с 3 февраля - приостановили железнодорожное сообщение.
Мне же помнится другая Поднебесная, а вместе с ней Ухань - магистраль девяти провинций. Город получил такое название из-за своего географического положения в центральной части страны. Десятки дорог, скоростных магистралей и железных дорог связывают Ухань со всеми крупнейшими городами материкового Китая.
В этом городе мне посчастливилось побывать в начале ноября 2015 года. Тогда было ощущение, что мы, 24 журналиста из Улан-Удэ, Иркутска, Читы, Тувы, Хабаровска и Владивостока, посетившие Поднебесную по приглашению МИД Китая, потерялись во времени и пространстве. Почти пять дней пребывания в центральной провинции Хубэй, в столицу которой, город Ухань, мы летели из Пекина два с половиной часа, вернули нас в бурятский август: цветущая зелень, легкая утренняя и вечерняя прохлада, а затем дожди, что нам срочно пришлось экипироваться плащами и зонтами.
Не случайно тогда российских журналистов пригласили в пресс-тур в провинцию Хубэй. Ее столица - Ухань - связана с нашей страной. Жители города гордятся тем, что именно здесь начинался Великий чайный путь, пролегавший в XVI-XIX веках между Азией и Европой. Ухань стал крупнейшим чайным рынком и местом сбора и распределения чая, произведенного в Хубэе и ближайших к нему провинциях.
Здесь созданы союзы и объединения, которые по крупицам собирают сведения о Великом чайном пути и отправляются по его маршруту. Нам тогда рассказали, что инициативная группа выступила с предложением подать совместную китайско-российскую заявку о внесении Великого чайного пути в список Всемирного культурного наследия.
Журналист газеты «Чанцзян Жибао», представившийся русским именем Юра, стал членом команды журналистов и ученых, которая отправилась в августе 2014 года по инициативе правительства города Ухань в экспедицию по «вековой артерии» между Россией и Китаем. Великий чайный путь назвал «вековой артерией» председатель КНР Си Цзинпинь.
Юра готов был часами нам рассказывать о своем увлечении. Он провел для нас экскурсию по улицам микрорайона Ханькоу столичного города, где мы увидели архитектурные следы, оставленные российскими купцами. Это здание компании «Синьтай», принадлежащий российским купцам, китайско-российский банк «Даошэн» и другие. Русские купцы были первыми иностранцами, которые появились в Ухани.
- С заключением китайско-российского «Кяхтинского договора» в 1727 году многие русские приехали в город. Они основали фабрику кирпичного чая в Ханькоу, а затем монополизировали его производство. Фабрика впервые использовала паровую машину для прессования кирпичного чая и стала символом открытия современной машинной эпохи в Ухане. Благодаря этой промышленности город сразу стал крупнейшим центром торговли чаем в Китае после Шанхая, - рассказал Юра.
Экспедиционная группа, в которой был Юра, прошла через три страны и 17 городов – главных маршрутов Великого чайного пути.
В сентябре 2014 года группа побывала в нашей Кяхте. В русскоязычной газете «Чанцзян Жибао», посвященной экспедиции, журналист пишет, что слово «Кяхта» означает - «место, где имеется чай». Так, по сведениям издания, в 1730 году правительство Цинской империи постановило, что китайские торговцы могут официально заниматься торговлей с русскими в Кяхте. Каждый год около 6 тысяч тонн чая вывозилось из Кяхты в другие города России, в том числе брикетированный чай занимал 1/3 от общего объема. В Ухане уверены, что большинство проходившего через Кяхту плиточного чая поступало из района Ханькоу.
Правительство города Ухань бережно относится к архитектурному наследию, оставшемуся от русских купцов и специалистов чайного дела.
Ухань в истории останется не только столицей Великого чайного пути, но и опасного вируса. Оптимизма добавляет то, что в провинции Чжэнцзян официально запустили в производство лекарство, которое может помочь от коронавируса.
Фото Светланы Намсараевой
Автор: Светлана НАМСАРАЕВА