В этом году, как и в прошлом, сходил на крещенские купания. Великое освящение воды священнослужителями прошло накануне в полночь.
Наверное, тогда чувствовались особый духовный подъем и праздничное настроение. Тем более, после присутствия на Божественной литургии в храме и крестного хода с хоругвями на иордань.
Я же пошел далеко за полдень в воскресенье. В это время воздух уже хорошо прогрелся, и солнце ярко освещало устье Уды. С заполненных автомобильных стоянок спешил народ. Кто окунуться, а кто, как и я, из праздного любопытства.
Иордани – проруби с деревянными лесенками и поручнями - были установлены в двух палатках. Отдельно мужская и женская, и соответственно две же палатки для раздевания. В мужской иордани поток не прерывался, желающих окунуться было вдоволь. Причем как русских, так и бурят. При этом большинство были без нательных крестиков и потому не осеняли себя крестным знамением. Но, как и верующие, они окунались с большим энтузиазмом. Одни шептали про себя молитвы, другие ныряли молча, но, наверное, с верой в душе и обращением к Богу.
В женской иордани купающихся было поменьше, и все происходило не так сурово. Девушки ойкали, взвизгивали и тянули время: «А давайте, вы первая… – Нет, нет! Я за вами». Еще одним важным действом здесь было фотографирование: «Успела сфоткать меня?» и сейчас же - в инстаграм!
Но были и те, кто проявлял выраженное религиозное чувство. Вот красивая брюнетка с прекрасными формами возвела очи к небу: «Прости, Господи, меня, грешную!» и решительно погрузилась в иордань. Показалось, что это была одна из бесчисленных вариаций вечного сюжета о кающейся блуднице Марии Магдалине. Не знаю, как Господь, но я бы ее простил за смелость и решимость. Выйдя из палатки, говорю каким-то скучающим мужикам: «А у женщин-то интереснее!». Они ломанулись к ним.
В народе бытует мнение, что, окунувшись в иордань в Крещение, человек смывает с себя все грехи. Однако церковь это опровергает. Более того, купание в проруби - это не церковное таинство, а народная традиция. Как пишет православный журнал «Фома»: «Если же человек хочет благочестиво искупаться в крещенской проруби, то лучше всего окунуться три раза с головой, произнося при этом: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
И коль скоро это не церковный обряд, а народный обычай, понятно то веселое оживление, простота и демократичность, царящие на купаниях. Никто никому ничего не указывает, все происходит стихийно, добровольно и очень заразительно. Поглядев на смельчаков, зеваки тоже бросались в воду. О том, что это было спонтанное действие, говорили даже их семейные трусы - человек явно загодя не собирался шагнуть в прорубь.
Для жителей Бурятии подобные ныряния - привычная процедура. Купание в Байкале в самый пик купального сезона - это экстремальное занятие. Даже в конце июля и начале августа долго в нем не поплаваешь, но выскакиваешь бодрым и по-хорошему взвинченным.
Подобную же бодрость телу и духу сообщают оздоровительные процедуры на холодных аршанах. Самые раскрученные из них - это Халюта и Алханай. От воздействия их ледяных струй подпрыгиваешь, словно от заряда электрического тока! Но нужно продержаться какое-то время, а затем пулей выскочить! И так несколько заходов. Усталость как рукой снимает, плюс мягкость воды и ее эффект разглаживания кожи. После этого - прощай хондроз, артроз, артрит и бронхит.
С эффектом иордани, Байкала и холодных аршанов сравнимы обливания по системе «Детка» Порфирия Иванова. Но в «Детке» может быть один существенный минус. Ведро воды на макушку мгновенно погружает человека в эйфорию. В буквальном смысле охота летать и порхать аки бабочка. Но через час-полтора тонизирующий эффект сходит на нет, наступает сонливость и полнейший упадок сил. Это естественная реакция организма на перевозбуждение, и потому эти процедуры требуют осторожности.
Но в целом крещенские купания в Бурятии - это великолепное и экстремальное зрелище, которое может стать изюминкой зимнего событийного туризма. Что может быть лучше мороза, льда, снега и Великого освящения воды, после которого обыкновенная прорубь становится иорданью?
Фото Анны Огородник