Блоги 22 янв 2020 1805

​​Весёлая купель: таинство, обычай или событийный туризм?

В этом году, как и в прошлом, сходил на крещенские купания. Ве­ликое освящение воды священнослужителями прошло накануне в полночь.

Наверное, тогда чувствовались особый духовный подъем и праздничное настроение. Тем бо­лее, после присутствия на Божествен­ной литургии в храме и крестного хода с хоругвями на иордань.

Я же пошел далеко за полдень в воскресенье. В это время воздух уже хорошо прогрелся, и солнце ярко ос­вещало устье Уды. С заполненных автомобильных стоянок спешил народ. Кто окунуться, а кто, как и я, из праздного любопытства.

Иордани – проруби с деревянными лесенками и поручнями - были установлены в двух палатках. Отдельно мужская и женская, и соответственно две же палатки для раздевания. В муж­ской иордани поток не прерывался, желающих окунуться было вдоволь. Причем как русских, так и бурят. При этом большинство были без натель­ных крестиков и потому не осеняли себя крестным знамением. Но, как и верующие, они окунались с большим энтузиазмом. Одни шептали про себя молитвы, другие ныряли молча, но, наверное, с верой в душе и обращением к Богу.

В женской иордани купающихся было поменьше, и все происходило не так сурово. Девушки ойкали, взвиз­гивали и тянули время: «А давайте, вы первая… – Нет, нет! Я за вами». Еще одним важным действом здесь было фотографирование: «Успела сфоткать меня?» и сейчас же - в инстаграм!

Но были и те, кто проявлял вы­раженное религиозное чувство. Вот красивая брюнетка с прекрасными формами возвела очи к небу: «Прости, Господи, меня, грешную!» и решитель­но погрузилась в иордань. Показалось, что это была одна из бесчисленных вариаций вечного сюжета о кающейся блуднице Марии Магдалине. Не знаю, как Господь, но я бы ее простил за сме­лость и решимость. Выйдя из палатки, говорю каким-то скучающим мужикам: «А у женщин-то интереснее!». Они ло­манулись к ним.

В народе бытует мнение, что, оку­нувшись в иордань в Крещение, чело­век смывает с себя все грехи. Однако церковь это опровергает. Более того, купание в проруби - это не церковное таинство, а народная традиция. Как пишет православный журнал «Фома»: «Если же человек хочет благочестиво искупаться в крещенской проруби, то лучше всего окунуться три раза с головой, произнося при этом: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

И коль скоро это не церковный обряд, а народный обычай, понятно то веселое оживление, простота и де­мократичность, царящие на купаниях. Никто никому ничего не указывает, все происходит стихийно, доброволь­но и очень заразительно. Поглядев на смельчаков, зеваки тоже бросались в воду. О том, что это было спонтанное действие, говорили даже их семейные трусы - человек явно загодя не соби­рался шагнуть в прорубь.

Для жителей Бурятии подобные ны­ряния - привычная процедура. Купание в Байкале в самый пик купального се­зона - это экстремальное занятие. Даже в конце июля и начале августа долго в нем не поплаваешь, но выскакиваешь бодрым и по-хорошему взвинченным.

Подобную же бодрость телу и духу сообщают оздоровительные проце­дуры на холодных аршанах. Самые раскрученные из них - это Халюта и Алханай. От воздействия их ледяных струй подпрыгиваешь, словно от за­ряда электрического тока! Но нужно продержаться какое-то время, а затем пулей выскочить! И так несколько захо­дов. Усталость как рукой снимает, плюс мягкость воды и ее эффект разгла­живания кожи. После этого - прощай хондроз, артроз, артрит и бронхит.

С эффектом иордани, Байкала и хо­лодных аршанов сравнимы обливания по системе «Детка» Порфирия Ива­нова. Но в «Детке» может быть один существенный минус. Ведро воды на макушку мгновенно погружает человека в эйфорию. В буквальном смысле охота летать и порхать аки бабочка. Но через час-полтора тонизирующий эффект сходит на нет, наступает сон­ливость и полнейший упадок сил. Это естественная реакция организма на перевозбуждение, и потому эти проце­дуры требуют осторожности.

Но в целом крещенские купания в Бурятии - это великолепное и экстремальное зрелище, которое может стать изюминкой зимнего событийного ту­ризма. Что может быть лучше моро­за, льда, снега и Великого освящения воды, после которого обыкновенная прорубь становится иорданью?

Фото Анны Огородник

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ