Блоги 27 дек 2019 1523

​Как в Бурятии развивается дистанционное обучение особых детей

Дистанционное образование особых детей через интернет

Десять лет назад школа дистан­ционного образования для особых детей набрала своих первых учени­ков. О результатах деятельности и планах - в интервью с замдиректора Республиканского центра образова­ния по воспитательной работе Гэрэл­мой Дугаржаповой, в материале газеты "Бурятия".

- Скажите, что можно считать главным итогом за минувшие 10 лет работы Республиканского центра об­разования?

- Главный итог нашей деятельности – тот факт, что дети у нас не закрыты в че­тырех стенах и получают полноценное образование. Напомню, 10 лет назад было немало скептиков, считавших, что дистанционное обучение особых детей пойдет им скорее во вред, чем на пользу. Теперь мы можем смело говорить о том, что наши дети - активные граж­дане, участвуют в городских, республи­канских и даже всероссийских меро­приятиях и занимают достойные места.

Еще один важный результат нашей работы - Республиканский центр обра­зования прошел аккредитацию в 2018 году. Теперь наши выпускники успеш­но сдают экзамены, получают аттеста­ты соответствующего уровня, продол­жают обучение в средних и высших учебных заведениях. А самые первые наши воспитанники успешно трудятся в различных сферах, строят карьеру и полны планов. Время показало, что их социализация в обществе проходит успешно.

К сожалению, за эти 10 лет особых детей в Бурятии не стало меньше. По некоторым заболеваниям наблюдается рост, таковы реалии времени. Тем не менее, дети должны учиться и никакой недуг не должен лишать их права на счастье и достойное будущее. Любую трудность можно преодолеть, в этом и заключается наша задача.

- Кто сегодня может обучаться в Республиканском центре образова­ния?

- У нас обучается 196 детей. Это де­ти-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья (прошедшие Республиканскую психолого-медико-пе­дагогическую комиссию) и дети, находя­щиеся на длительном лечении.

Семьям наших учеников передается во временное пользование специали­зированный программно-технический комплекс. Это принтер, сканер, микро­фон, колонки, наушники, веб-камера, графический планшет, цифровой ми­кроскоп, цифровая фотокамера, допол­нительное программное обеспечение и специализированное оборудование для детей, чьи ограничения по здоро­вью не позволяют использовать стан­дартные инструменты клавиатурного ввода. Также предоставляется бесплат­ный доступ к интернету. Оборудование остается у выпускников до получения ими профобразования при подтверж­дающих документах.

Нашим детям гарантировано каче­ственное, полноценное образование. Учебный процесс осуществляют 93 педагога. Они обладают всеми необходимыми знаниями и навыками для работы с особыми детьми с примене­нием дистанционных и электронных технологий. Мы, как любая школа, га­рантируем доступность и качество на­чального, основного и среднего общего образования, в том числе по адаптиро­ванным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стан­дартами и требованиями.

- Школа в привычном понимании - это образ жизни, который позво­ляет получать конкретные знания и жизненный опыт. Не теряется ли все это из-за специфики дистанционного образования?

- Отчасти я уже ответила на этот вопрос. В процессе обучения в нашем Центре учащиеся становятся не пассив­ными потребителями знаний, а выступают активными участниками образова­тельного процесса, приобретают опыт межличностного взаимодействия. Глав­ную роль здесь играют личные качества обучающихся, их способности, стремле­ние к получению знаний, физические же недостатки отходят на задний план.

Таким образом, включение ребен­ка в виртуальное сообщество, говоря языком современной педагогики, спо­собствует формированию «жизненной компетентности». Говоря еще проще, дистанционное обучение дает возможность детям с ОВЗ реализовать свой по­тенциал, начать вести активную жизнь и обрести уверенность в своих возмож­ностях.

- Какие направления есть в Цен­тре помимо дистанционного образования?

- Его организовали на базе Респу­бликанской психолого-медико-педагогической комиссии в 2009 году. В 2018-м по решению Главы Бурятии Алексея Цыденова создали третий орган - Ре­спубликанский центр психолого-педа­гогической, медицинской и социальной помощи, где 118 педагогов-психологов, методистов оказывают помощь детям, родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в целом по респу­блике.

- Планы Центра на ближайшее бу­дущее?

- Мы продолжим развивать систему дополнительного образования. Есть необходимость в ставках педагогов до­побразования, чтобы наши дети имели возможность раскрывать свои возмож­ности и получать профессиональные навыки. Параллельно с дистанци­онным образованием необходимо развивать социальные институты по оказанию помощи особым детям и их родителям.

Несмотря на то, что большинство наших учеников поступают в вузы, трудоустраиваются, остается категория детей, которые из-за состояния здоро­вья не имеют возможности получить профессию. Значит, дистанционное об­разование нужно вводить в ссузах и ву­зах. Во многих селах Бурятии до сих пор нет высокоскоростного интернета, но есть особые дети. Чтобы все это разви­валось, нужна теоретическая и практи­ческая база, над чем мы и работаем.

Мы, возможно, единственная школа, которая радуется, когда наш ребенок переходит в обычную школу. Значит, выздоровел, ему стало лучше! Образо­вательная среда должна быть направле­на не только на образовательные цели, но и на то, чтобы каждый наш ребенок нашел оптимальный для себя способ раскрыться и успешно адаптировался в жизни.

Всё для образования

Обучение ребенка в Республиканском центре образования начинается с со­гласия родителей (законных представителей) и при наличии медицинских доку­ментов. Образовательная среда организуется на дому у ребенка.

В процессе организации дистанционного обучения реализуется индивидуальная образовательная траектория каждого ученика. Классы комплектуются по 1-2 человека (в соответствии с психофизическими возможностями, рекомен­дациями РПМПК и медицинской организации), составляется гибкое расписание уроков (по врачебным рекомендациям), и дети занимаются по удобному для них расписанию в удобном темпе. Объем учебных занятий, их содержание и темп прохождения дозируется строго индивидуально. Это позволяет учителю све­сти до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Учитель в зависимости от образовательных потребностей ученика может применять гибкую индивидуальную методику обучения, предлагать дополнительные, ориентированные на конкретного ребенка блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Специальная учебная среда позволяет также кон­тролировать «посещаемость», активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке. Для создания единой электронной информационной среды с 2013 года внедрили электронные журнал и дневник. Единое информационное про­странство школы – это целый мир: администрация, преподаватели, ученики, их родители.

Фото из свободных источников

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ