Дистанционное образование особых детей через интернет
Десять лет назад школа дистанционного образования для особых детей набрала своих первых учеников. О результатах деятельности и планах - в интервью с замдиректора Республиканского центра образования по воспитательной работе Гэрэлмой Дугаржаповой, в материале газеты "Бурятия".
- Скажите, что можно считать главным итогом за минувшие 10 лет работы Республиканского центра образования?
- Главный итог нашей деятельности – тот факт, что дети у нас не закрыты в четырех стенах и получают полноценное образование. Напомню, 10 лет назад было немало скептиков, считавших, что дистанционное обучение особых детей пойдет им скорее во вред, чем на пользу. Теперь мы можем смело говорить о том, что наши дети - активные граждане, участвуют в городских, республиканских и даже всероссийских мероприятиях и занимают достойные места.
Еще один важный результат нашей работы - Республиканский центр образования прошел аккредитацию в 2018 году. Теперь наши выпускники успешно сдают экзамены, получают аттестаты соответствующего уровня, продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях. А самые первые наши воспитанники успешно трудятся в различных сферах, строят карьеру и полны планов. Время показало, что их социализация в обществе проходит успешно.
К сожалению, за эти 10 лет особых детей в Бурятии не стало меньше. По некоторым заболеваниям наблюдается рост, таковы реалии времени. Тем не менее, дети должны учиться и никакой недуг не должен лишать их права на счастье и достойное будущее. Любую трудность можно преодолеть, в этом и заключается наша задача.
- Кто сегодня может обучаться в Республиканском центре образования?
- У нас обучается 196 детей. Это дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья (прошедшие Республиканскую психолого-медико-педагогическую комиссию) и дети, находящиеся на длительном лечении.
Семьям наших учеников передается во временное пользование специализированный программно-технический комплекс. Это принтер, сканер, микрофон, колонки, наушники, веб-камера, графический планшет, цифровой микроскоп, цифровая фотокамера, дополнительное программное обеспечение и специализированное оборудование для детей, чьи ограничения по здоровью не позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода. Также предоставляется бесплатный доступ к интернету. Оборудование остается у выпускников до получения ими профобразования при подтверждающих документах.
Нашим детям гарантировано качественное, полноценное образование. Учебный процесс осуществляют 93 педагога. Они обладают всеми необходимыми знаниями и навыками для работы с особыми детьми с применением дистанционных и электронных технологий. Мы, как любая школа, гарантируем доступность и качество начального, основного и среднего общего образования, в том числе по адаптированным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и требованиями.
- Школа в привычном понимании - это образ жизни, который позволяет получать конкретные знания и жизненный опыт. Не теряется ли все это из-за специфики дистанционного образования?
- Отчасти я уже ответила на этот вопрос. В процессе обучения в нашем Центре учащиеся становятся не пассивными потребителями знаний, а выступают активными участниками образовательного процесса, приобретают опыт межличностного взаимодействия. Главную роль здесь играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на задний план.
Таким образом, включение ребенка в виртуальное сообщество, говоря языком современной педагогики, способствует формированию «жизненной компетентности». Говоря еще проще, дистанционное обучение дает возможность детям с ОВЗ реализовать свой потенциал, начать вести активную жизнь и обрести уверенность в своих возможностях.
- Какие направления есть в Центре помимо дистанционного образования?
- Его организовали на базе Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии в 2009 году. В 2018-м по решению Главы Бурятии Алексея Цыденова создали третий орган - Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, где 118 педагогов-психологов, методистов оказывают помощь детям, родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в целом по республике.
- Планы Центра на ближайшее будущее?
- Мы продолжим развивать систему дополнительного образования. Есть необходимость в ставках педагогов допобразования, чтобы наши дети имели возможность раскрывать свои возможности и получать профессиональные навыки. Параллельно с дистанционным образованием необходимо развивать социальные институты по оказанию помощи особым детям и их родителям.
Несмотря на то, что большинство наших учеников поступают в вузы, трудоустраиваются, остается категория детей, которые из-за состояния здоровья не имеют возможности получить профессию. Значит, дистанционное образование нужно вводить в ссузах и вузах. Во многих селах Бурятии до сих пор нет высокоскоростного интернета, но есть особые дети. Чтобы все это развивалось, нужна теоретическая и практическая база, над чем мы и работаем.
Мы, возможно, единственная школа, которая радуется, когда наш ребенок переходит в обычную школу. Значит, выздоровел, ему стало лучше! Образовательная среда должна быть направлена не только на образовательные цели, но и на то, чтобы каждый наш ребенок нашел оптимальный для себя способ раскрыться и успешно адаптировался в жизни.
Всё для образования
Обучение ребенка в Республиканском центре образования начинается с согласия родителей (законных представителей) и при наличии медицинских документов. Образовательная среда организуется на дому у ребенка.
В процессе организации дистанционного обучения реализуется индивидуальная образовательная траектория каждого ученика. Классы комплектуются по 1-2 человека (в соответствии с психофизическими возможностями, рекомендациями РПМПК и медицинской организации), составляется гибкое расписание уроков (по врачебным рекомендациям), и дети занимаются по удобному для них расписанию в удобном темпе. Объем учебных занятий, их содержание и темп прохождения дозируется строго индивидуально. Это позволяет учителю свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Учитель в зависимости от образовательных потребностей ученика может применять гибкую индивидуальную методику обучения, предлагать дополнительные, ориентированные на конкретного ребенка блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Специальная учебная среда позволяет также контролировать «посещаемость», активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке. Для создания единой электронной информационной среды с 2013 года внедрили электронные журнал и дневник. Единое информационное пространство школы – это целый мир: администрация, преподаватели, ученики, их родители.
Фото из свободных источников