Журналисты 90-х и "нулевых" на одной из профессиональных тусовок
На прошлой неделе увидел в фейсбуке информацию о том, что, видимо, теперь уже бывший журналист Дмитрий Родионов ведет врачебную практику как психолог. До него ушел из журналистики Тимур Бадмаев, много лет возглавлявший «Информ полис» в качестве редактора.
Он также вернулся к своей первой профессии и работает врачом во Вьетнаме. Уехала в Москву и успешно работает в фармацевтической компании Туяна Цыренжапова, бывшая ведущая криминальной хроники в «Молодёжке» и «ИП». Андрей Бурмакин давно уже на мировом рынке коммерческой фотографии, а Тимур Дугаржапов стал замдиректора Национального музея.
Этот исход нельзя не заметить, и это следствие кризиса газет и ТВ. Падения быстрого, неожиданного и очень болезненного после стремительного взлета. Все это прошло на наших глазах, и есть повод окинуть взором пройденный путь.
Бурятские СМИ сумели быстро модернизироваться, поскольку не требовали больших капиталовложений, а разного уровня избирательные кампании дали журналистам возможность освоить новую профессию политтехнологов. СМИ стали не только бизнесом, но и мощным орудием политической и экономической борьбы — республика превратилась в поле масштабных информационных войн.
Из наиболее долгих и острых конфликтов в памяти остались битвы между Бурятэнерго и мэрией Улан- Удэ, между собственниками магазина «Юбилейный» и война за нефрит. Как правило, информационное сопровождение дополняло судебные разбирательства, а в случае с нефритом и силовые действия, в том числе криминальный передел.
Для СМИ подобные войны были золотым Клондайком, поскольку противоборствующие стороны не скупились, а в ситуации с нефритом были впервые масштабно задействованы команды «троллей». К сожалению, ныне рынок информационных войн в области бизнеса и политики почти сдулся. Сказались изменения в законодательстве, политике и экономике.
Тем не менее, влияние СМИ росло, росли и ряды журналистов, что стало показателем бурного развития отрасли. Но теперь это были не только газеты, радио и ТВ, но и журналы, интернет-издания и блогосфера. А в последние годы стремительно набрали популярность социальные сети и телеграмм-каналы.
Похоже, их возросшая конкуренция с традиционными СМИ и стала главной причиной тотального исхода журналистов волны 90-х из профессии.
Впрочем, местные газеты и ТВ остаются на плаву. Сохраняет инерцию и рекламный рынок, интернет-реклама хоть и растет, но растет постепенно. К тому же газеты и ТВ также перестраиваются. Они давно обзавелись своими сайтами и активно действуют в соцсетях и телеграмм-каналах. Идут по пути, проложенному ведущими мировыми СМИ – Би-би-си и «Нью-Йорк таймс», которые и не думают уходить со сцены.
Да, Дмитрий Баиров своими стримами (прямыми трансляциями) с площади Советов, а теперь и с Красной площади перевернул с ног на голову все представления о профессии. Но надолго ли его хватит? У него есть напор, смелость и нюх, но нужны умение говорить, писать и анализировать. И главное, это не разовые акции, а постоянство.
В этом плане более системный подход демонстрирует Виктор Золотарёв. Он - настоящий профи, за его плечами годы работы в «Молодёжке» и «Номере один», удачный проект - «Байкал дейли». И вот теперь «Золотарёв ТВ» представил «Гребаные времена». Первые выпуски выглядят многообещающими…
В соцсетях наиболее эффективно работает, на мой взгляд, Лариса Иринцеева. Она сумела конвертировать телевизионную популярность в успех в инстаграме и фейсбуке, сосредоточившись на индустрии красоты. Такая женская специализация, профессионализм и обаяние стали основой ее творческого и коммерческого успеха на этом поприще.
С удовольствием наблюдаю за ее с певицей Мэдэгмой Доржиевой своеобразным аналогом легендарной «войны бюстов». Соперничеством между Джиной Лоллобриджидой и Софи Лорен, когда публика не могла определиться, какая из пышногрудых актрис красивее и талантливее. Так и в бурятском сегменте, кто красивее из двух бурятских красоток – Мэдэгма или Лариса?
Фото Дмитрия Алтаева