Блоги 27 ноя 2019 1784

​​«Шкурный» интерес

В Национальном музее Бурятии прошел первый чемпионат респу­блики по выделке овчины «Дулаан Шэмэг», организованный Сангхой России и министерством культуры РБ, сообщает газета "Бурятия".

Эта акция стала еще одной верхуш­кой айсберга хамбинского проек­та «Социальная отара». Напомню, что недавно мы писали о буузах из ба­ранины в кафе «Буряад хоол – Бурят­ская кухня». В итоге реализации про­екта поголовье овец в Бурятии растет с каждым годом. Мясо съедается, а вот куда девать шкуры и шерсть? К сожале­нию, большая часть овечьих шкур в республике попадает в скотомогильники, а не идет на обработку в кожевенные фабрики. Между тем, из них можно де­лать различные сувениры, одежду и об­увь, спальные мешки, ковры, чехлы для кресел и т.д.

На прошедшем чемпионате вся эта разнообразная продукция была представлена во всей своей красе. Рукави­цы, безрукавки, дубленки, шапки, обувь – сапоги, ботинки и тапочки, из шерсти – шали, носки, стельки и прочее.

Все это сделано руками мастеров и мастериц из Иволгинского дацана, став­шего своего рода технопарком и специ­альным техническим училищем. Прой­дя здесь обучение, молодые мастера разъезжаются по своим районам и уже на местах налаживают выделку овчины и изготовление продукции из нее.

Кроме Иволгинского дацана, на чем­пионате были представлены Курумкан, Селенга, Баргузин, Джида, Хоринск, Кяхта и Закамна. Особняком стояли или, вернее будет сказать, выделялись ВСГУ­ТУ и шэнэхэнцы. Университет - понятно, там всегда была специализация по ко­жанно-меховым изделиям когда-то для развитой легкой промышленности ре­спублики и всей Сибири, а также Мон­голии. А шэнэхэнские буряты, уйдя во Внутреннюю Монголию Китая, сумели сохранить традиционный уклад жизни, а вместе с ним и мастерство выделки шкур. Более того, живя рядом с други­ми монгольскими и немонгольскими народами АРВМ КНР, они заимствовали и обогатили свой технический арсенал. Будучи три года назад в Хайларе, я по­сетил выставку сувенирной продукции. Изделия из овчины, козьих, верблюжь­их шкур и шерсти занимали там самое главное место. А шэнэхэнские буряты на фоне баргутов, эвенков, дагуров, харчинов и представителей других народов смотрелись не хуже, но и не лучше. Другое дело - прошедший чем­пионат. Здесь шэнэхэнские буряты уже привычно заняли первые места - как по выделке, так и по шитью, На внешний вид их продукция выглядит более продвинутой, имеет более привлекатель­ный, товарный вид. Особенно красиво смотрелись продымленные шкуры – они приобретают золотистый цвет и не подвержены воздействию вредителей, в первую очередь, моли. А обкурива­ют шкуры дымом от конского навоза – кизяка. От него нет специфического за­паха, получается красивый золотистый цвет и не вызывает аллергии.

Если для молодежи все это было внове, то старшее поколение видело, носило и своими руками когда-то это делало. Воспоминания о том, как ст­ригли шерсть, вязали носки и варежки, мяли кожу, то и дело возникали в этот день среди участников и гостей музея. К слову, в 90-е и нулевые годы ассор­тимент такой продукции выпускал гос­племзавод «Боргойский» в Джиде.

- Я видел первые выставки в Гуси­ноозёрске и могу сравнить, - сооб­щил член жюри чемпионата модельер Игорь Сарапулов. – Безусловно, каче­ство изделий растет, растет и общий уровень участников. Единственный минус – запах у шкур, обработанных кисло-молочными продуктами. Но ка­чество выделки определяли эксперты из ВСГУТУ, а я больше смотрел на представленную одежду. Мне больше всего понравились шэнэхэнские и джидин­ские мастера, ну и, конечно, ВСГУТУ. Радует, что процесс, что называется, пошел.

Отметим, что Буддийская традици­онная Сангха России и деятели куль­туры занимаются подобным делом не только в Бурятии, но и в Иркутской об­ласти. Аларский дацан и Аларская рай­онная библиотека реализуют проект «Аларское руно». В Кутулике провели научно-практическую конференцию и выставку изделий среди учащихся школ Аларского района.

Как сообщили организаторы, на следующем чемпионате, кроме овчи­ны и козьих шкур, будут представлены шкуры яка, северного оленя и диких животных – медведя, волка, рыси и ко­сули.

Фото Алексея Жилина

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ