В Национальном музее Бурятии прошел первый чемпионат республики по выделке овчины «Дулаан Шэмэг», организованный Сангхой России и министерством культуры РБ, сообщает газета "Бурятия".
Эта акция стала еще одной верхушкой айсберга хамбинского проекта «Социальная отара». Напомню, что недавно мы писали о буузах из баранины в кафе «Буряад хоол – Бурятская кухня». В итоге реализации проекта поголовье овец в Бурятии растет с каждым годом. Мясо съедается, а вот куда девать шкуры и шерсть? К сожалению, большая часть овечьих шкур в республике попадает в скотомогильники, а не идет на обработку в кожевенные фабрики. Между тем, из них можно делать различные сувениры, одежду и обувь, спальные мешки, ковры, чехлы для кресел и т.д.
На прошедшем чемпионате вся эта разнообразная продукция была представлена во всей своей красе. Рукавицы, безрукавки, дубленки, шапки, обувь – сапоги, ботинки и тапочки, из шерсти – шали, носки, стельки и прочее.
Все это сделано руками мастеров и мастериц из Иволгинского дацана, ставшего своего рода технопарком и специальным техническим училищем. Пройдя здесь обучение, молодые мастера разъезжаются по своим районам и уже на местах налаживают выделку овчины и изготовление продукции из нее.
Кроме Иволгинского дацана, на чемпионате были представлены Курумкан, Селенга, Баргузин, Джида, Хоринск, Кяхта и Закамна. Особняком стояли или, вернее будет сказать, выделялись ВСГУТУ и шэнэхэнцы. Университет - понятно, там всегда была специализация по кожанно-меховым изделиям когда-то для развитой легкой промышленности республики и всей Сибири, а также Монголии. А шэнэхэнские буряты, уйдя во Внутреннюю Монголию Китая, сумели сохранить традиционный уклад жизни, а вместе с ним и мастерство выделки шкур. Более того, живя рядом с другими монгольскими и немонгольскими народами АРВМ КНР, они заимствовали и обогатили свой технический арсенал. Будучи три года назад в Хайларе, я посетил выставку сувенирной продукции. Изделия из овчины, козьих, верблюжьих шкур и шерсти занимали там самое главное место. А шэнэхэнские буряты на фоне баргутов, эвенков, дагуров, харчинов и представителей других народов смотрелись не хуже, но и не лучше. Другое дело - прошедший чемпионат. Здесь шэнэхэнские буряты уже привычно заняли первые места - как по выделке, так и по шитью, На внешний вид их продукция выглядит более продвинутой, имеет более привлекательный, товарный вид. Особенно красиво смотрелись продымленные шкуры – они приобретают золотистый цвет и не подвержены воздействию вредителей, в первую очередь, моли. А обкуривают шкуры дымом от конского навоза – кизяка. От него нет специфического запаха, получается красивый золотистый цвет и не вызывает аллергии.
Если для молодежи все это было внове, то старшее поколение видело, носило и своими руками когда-то это делало. Воспоминания о том, как стригли шерсть, вязали носки и варежки, мяли кожу, то и дело возникали в этот день среди участников и гостей музея. К слову, в 90-е и нулевые годы ассортимент такой продукции выпускал госплемзавод «Боргойский» в Джиде.
- Я видел первые выставки в Гусиноозёрске и могу сравнить, - сообщил член жюри чемпионата модельер Игорь Сарапулов. – Безусловно, качество изделий растет, растет и общий уровень участников. Единственный минус – запах у шкур, обработанных кисло-молочными продуктами. Но качество выделки определяли эксперты из ВСГУТУ, а я больше смотрел на представленную одежду. Мне больше всего понравились шэнэхэнские и джидинские мастера, ну и, конечно, ВСГУТУ. Радует, что процесс, что называется, пошел.
Отметим, что Буддийская традиционная Сангха России и деятели культуры занимаются подобным делом не только в Бурятии, но и в Иркутской области. Аларский дацан и Аларская районная библиотека реализуют проект «Аларское руно». В Кутулике провели научно-практическую конференцию и выставку изделий среди учащихся школ Аларского района.
Как сообщили организаторы, на следующем чемпионате, кроме овчины и козьих шкур, будут представлены шкуры яка, северного оленя и диких животных – медведя, волка, рыси и косули.
Фото Алексея Жилина