Блоги 14 ноя 2019 2236

​Дела писательские

Александр Махачкеев с поэтом Баиром Дугаровым, и "королем верлибра" из Иркутска Александром Сокольниковым

«В начале 90-х годов прошлого века N носил старый потертый желтый кожаный портфель секретаря Союза писателей Бурятии. Портфелем N гордился и никогда с ним не расставался.

Раз зашли мы с Александром Махачкеевым в Союз, не успели поздороваться, как вслед за нами ввалились чиновники из республиканского госимущества. Они пояснили, что пришли комнаты смотреть на предмет изъятия.

Посмотрели прихожую, кабинет. Настал черед последней, маленькой комнатки. Дверь в нее Александр Махачкеев прикрыл своим телом, не пускает чиновников:

- Нечего там смотреть!

Сам-то Махачкеев, пока чиновники мерили глазами кабинет, успел заглянуть в маленькую комнату.

Чиновники были мужики сильные (видать, деревенские). Махачкеева оттеснили, вошли.

И… картина Репина «Не ждали».

Поперек комнаты, на истертом ногами бурятских классиков ковре лежит навзничь N (сильно выпивши). Портфелем прикрывается, как одеялом.

- Писатели! - удивленно сказал главный чиновник, и комиссия молча вышла...».

(Сергей Кутейников. Винтаж. Истории из 90-х, ж. «Байкал» № 3, 2017).

Эта история, описанная писателем Сергеем Кутейниковым, иллюстрирует ситуацию с творческими союзами Бурятии в те годы. А поводом для ретроспективы стало избрание прозаика Сергея Доржиева новым председателем Союза писателей Бурятии.

Ныне у нас зарегистрированы три писательских объединения. Кроме вышеупомянутого, это Байкальский писательский союз (председатель Геннадий Башкуев) и отделение Союза российских писателей (председатель Баяр Жигмитов).

Эпизод из рассказа Кутейникова из того времени, когда был единый Союз и располагался он в Доме книги. Ныне там расположился минкульт. Тогда-то писатели и лишились своего помещения, а затем и вовсе распались. Редакция журнала «Байкал» также лишилась своего офиса на Ленина.

Редакция журнала "Священный Байкал", 1993 г. сидят: крайний слева фотограф Петр Поначевный, крайний справа Сергей Кутейников; стоят: поэт и краевед Виктор Харитонов, прозаик Маргарита Торгашина (Петрова), поэт Амарсана Улзытуев, журналист Александр Махачкеев.

А вот иркутские коллеги сумели сохранить в собственности свой старинный особняк – Дом литераторов в центре города. Сберегли и свои журналы: «Сибирячок», «Первоцвет», «Сибирь», «Зеленая лампа» и «Иркутское время». Хотя и у них, кроме «Сибирячка», есть серьезные проблемы с периодичностью.

Что касается распада Союза. Вообще, писатели обречены на одиночество и свои фантазии, которые они воплощают на бумаге. Ведь специфика труда влияет на их характер. Как сказал американец Пол Теру: «Большинство писателей - люди с прибабахом, так что дружба между ними – редкость, а в конце концов они становятся одинокими волками».

Искра божья сжигает поэта! Поэтому в писательской среде хватает как траги­ческих, так и комических историй. Это дуэли (Пушкин и Лермонтов), пьяные скандалы (Есенин и Маяковский). Как-то подрались в Ленинграде будущий нобелевский лауреат Иосиф Бродский и Анатолий Найман.

«Человек испытывает страх смерти, потому что он отчужден от Бога, - вопил Иосиф, стуча наймановской головой по столу. - Это результат нашей раздельности, покинутости и тотального одиночества. Неужели вы не можете понять такую элементарную вещь?».

Впрочем, несмотря на писательскую неуживчивость и соперничество, их творческие союзы появились еще в XVI веке, когда в Англии объединились издатели. А во Франции в 1777 году Бомарше объединил драматургов. Общие профессиональные интересы никуда не денешь! И эта проблема остается. Писателям нужно писать, издавать свои книжки, продвигать либретто, пьесы, сценарии, тексты песен, ездить на фестивали и прочее.

В целом это и есть литературный процесс. Для его организации и отражения существуют «толстые» журналы. 5 ноября 2019 году состоялось заседание Совета при Президенте РФ по русскому языку. По его итогам Владимир Путин поручил подготовить предложения по ситуации с «толстыми» журналами.

В Бурятии органом Союза писателей и минкульта всегда был журнал «Байкал». Ему нужно стабильное государственное финансирование. Бурятскоязычный «Байгал» финансируется из программы развития бурятского языка, а вот русскоязычный «Байкал» выходит за счет ИД «Буряад үнэн». Русскоязычные авторы уже указывали руководству республики на явный диссонанс и ждут адекватного ответа.

Фото Александра Махачкеева

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ