30 октября в Национальном музее Бурятии прошла презентация книги «Хамбо лама Итигэлов. Жизнь как вызов», сообщает газета «Бурятия».
Ее автор - известная журналистка Алла Намсараева, долгие годы работавшая в Санкт-Петербурге, в том числе руководителем регионального медиацентра РИА «Новости» и пресс-секретарем Санкт-Петербургского дацана. А выпущена книга издательством «Нова Принт», в настоящее время одним из наиболее активных и креативных в этой сфере.
- Люди подходили и говорили, что слышали о ламе из Бурятии, который просидел много лет под землей, а сейчас находится в Иволгинском дацане. Они спрашивали, где можно об этом прочитать, - рассказала директор издательства «Нова Принт» Октябрина Дамдинжапова. - Так пришла мысль издать эту книгу.
В ней собраны воспоминания и комментарии Хамбо ламы Дамбы Аюшеева и шэрээтэ лам различных дацанов. Их взгляд интересен именно с религиозной точки зрения. В частности, комментарии о том, кто его охранял все годы нахождения в саркофаге и охраняет в настоящее время. Имеются в виду потусторонние силы, то есть определенные ангелы-хранители или по буддийской терминологии - сахюусаны.
Однако для многих он сам стал ангелом-хранителем. Рассказывают, что Итигэлов не однажды внезапно являлся перед людьми в переломные моменты жизни, например, перед аварией на горном серпантине. Тем самым спасал им жизнь. Не говоря уже о чудесных исцелениях и других, не менее невероятных случаях духовной поддержки с его стороны. С этой точки зрения, конечно, великий лама жив. Жив, прежде всего, в нашем сознании. Поэтому неиссякаем поток паломников к нему. Именно поэтому его хранитель Бимба лама ежедневно получает от него послания. Он записывает их на листок бумаги и отдает Хамбо ламе на расшифровку. Как и откуда он их получает - величайшая загадка, не подвластная, наверное, ему самому.
Почему он появился? Итигэлов не мог не появиться. Его феномен - результат двухсотлетнего развития бурятского буддизма, его наглядный апофеоз. В начале прошлого века в 46 дацанах находились тысячи лам, а кроме них были сотни странствующих монахов. Другим кульминационным моментом бурятского буддизма стала философская доктрина необуддизма Бидии Дандарона, синтезировавшего буддизм с достижениями современной ему науки и представлениями европейских философов.
О синтезе науки и буддизма настойчиво говорит и Его Святейшество Далай лама, предложивший превратить дацаны в центры образования. Не случайно феномен Итигэлова привлек пристальное внимание представителей науки. Российские ученые уже изучали его с разрешения руководства Сангхи. Виктор Звягин, заслуженный врач РФ, профессор, в ответ на прямой вопрос корреспондента: «Можно сказать, что лама жив?», ответил: «Нет. Температура тела ниже 20 градусов - абсолютный признак смерти». Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз. Заметили ученые и значительные колебания веса нетленного тела. Однако, с января 2005 года любые медицинские и биологические исследования тела Итигэлова были приостановлены по распоряжению Хамбо ламы Дамбы Аюшеева.
Тем не менее, можно ли феномен Итигэлова объяснить с точки зрения современной науки? Наверное, это не исключено, поскольку в целом буддийский взгляд на реальность (а не только идеи Дандарона) и современная наука во многом близки друг другу. В первую очередь, это открытия в области квантовой физики. Так, гипотеза «эффект наблюдателя» говорит о возможности влияния наблюдателя на поведение элементарных частиц. А утверждение о том, что материя существует лишь благодаря некой силе, которая вызывает колебания атомных частиц и поддерживает целостность микроскопической солнечной системы атома?
Создатель квантовой физики Макс Планк сказал по этому поводу: «Мы должны предполагать, что за этой силой кроется сознательный разум, являющийся матрицей всякой материи».
Но еще две тысячи лет назад до него Будда сказал: «Всё, что мы есть, – результат наших мыслей. Ум – это всё». Таким образом, феномен Хамбо ламы Итигэлова – результат наших мыслей. У каждого, кто обращается к нему, есть свой феномен и свой путь к нему. Поэтому я бы назвал книгу о нем: «Я и Хамбо лама Итигэлов».
Фото с официальной страницы Сангхи России на Facebook