Блоги 6 ноя 2019 2015

​​Тайны «Байкала»

Обложка журнала «Байкал» (№ 5, сентябрь-октябрь, 2019)

В преддверии зимней стужи и долгих вечеров у верных ценителей литературы – а таких немало, и число их постоянно растет – есть прекрас­ная возможность, устроившись с чашкой ароматного чая на любимом диване, развернуть страницы ново­го номера журнала «Байкал» (№ 5, сентябрь-октябрь, 2019).

Какие литературные новинки и встречи с признанными мастерами про­зы и поэзии, что за тайны, подвергнутые дотошному научному анализу, ждут чи­тателя, взявшего в руки свежий, только из типографии, журнал?

На поэтических страницах «Байка­ла», открывающих номер, представлена подборка стихов Кирилла Корчагина. Кирилл – поэт, критик и переводчик, ла­уреат малой премии «Московский счет» и премии Андрея Белого. В своем твор­честве он обращается к обозначению современным автором участка мира, замкнутого в себе, к развитию чувств, которые зарождаются, проходит через сомнение и удивление, чтобы потом ут­вердиться в себе, а может быть, потер­петь крах. Его стихи – это попытка пе­редать что-то пульсирующее, живущее собственной жизнью. Поэт ищет новые ресурсы, используя обширную тради­цию, что дает впечатляющий художе­ственный эффект.

* * *

Пела она на улице и поселилась

между лестничными пролетами,

где зябкая тяга — кто она? кажется

революция: круглые фрукты падают

на ступени, погибают плохие поэты

и хорошие пишут в своих дневниках:

выйдем на серый лед — там где нас

огибают речные ветры и, вращаясь

над нами, скользят китайские волны

вай-фая, скейтеров огибая, вовлекая

лонгборды в течения капитализма…

«Только текст»

Погружение в стихию могучего озе­ра, любовь и удивление перед чудом природы, которое дано нам всем, чтобы сохранить гармонию в мире, чтобы на­деяться на будущее, которое мы долж­ны передать грядущим поколениям… Все это прозвучало в конкурсе корот­кого рассказа «Только текст» на тему «озеро Байкал», проведенного этим летом сайтом Vsekonkursy.ru совместно с редакцией журнала «Байкал». Авто­рам было предложено «широко интер­претировать темы, связанные с самым глубоким озером на планете: отдых на Байкале, воспоминания или сны о Бай­кале, ассоциации, связанные с озером». Поступило более 400 заявок со всех регионов России, в том числе из ре­спублик постсоветского пространства и от соотечественников из-за рубежа. Сотрудники редакции, взяв на себя мис­сию по отбору и оценке конкурсных произведений, приятно удивились, что, как можно предположить, магическое словосочетание «озеро Байкал», подобно своеобразному коду, активизи­ровало у самого широкого диапазона участников настоящий поток «творче­ского сознания». В данном случае речь идет о пронзительной, по-настоящему народной любви к Священному морю, что было отражено с той или иной ме­рой писательского мастерства в при­сланных произведениях. В подборке, публикуемой в журнале, представлены рассказы всех авторов, вошедших в ко­роткий список.

«Про отважную девочку»

Рассказы иркутского автора Анжелы Базарон «Про отважную девочку» под­купают искренним удивлением перед красотой и гармонией мира, передан­ным через взгляд ребенка. Между тем, профессионализм и умение выделить самое яркое, запоминающееся, при этом перенести второстепенные дета­ли в фоновое описание происходящего, что усиливает в целом многогранность действительности, – позволяет читате­лю совершить еще одно удивительное путешествие в прошлое, чтобы оттуда по-новому увидеть настоящее.

«И в пяти метрах за нашими спина­ми я заметила кочку с брусникой, рядом еще одну, и целый склон этих кочек. Коч­ки были меньше метра в диаметре, ров­ненькие, одинаковые, сплошь усыпанные ягодами. Тут я поняла, что такое «рясно», это восхитительно! Берешь веточ­ку, и сразу полна горсть. Я методично поворачивалась от одной кочки к дру­гой, сестренка бегала по всему склону. Мокрая крепкая ягода блестела, капли воды работали, как линзы, ягоды казались еще больше. Собирали мы руками, примерно за час набрали по большому ведру до риски. Слили воду, придерживая ягоду, завязали ведра платками. Все, как положено. Спокойно спустились по тро­пе, тропа вывела на дорогу», - пишет ­Анжела Базарон.

Литературный вечер

В этом году литературная обще­ственность отмечает 75-летний юбилей писателя Владимира Гармаева. Слава и признание пришли к нему после выхо­да в свет романов «В улусе Алтанхана», «Бальжин-хатун», «Бабжа-батор», объе­диненных в трилогию «Десятый рабд­жун». Автор также известен повестями «Загадка талисмана» (1989), «Сакура в снегах Забайкалья» (1991), «Третий фронт» (1992), «Хоры» (2011) и другими. В своих произведениях Владимир Гар­маев обращался к изучению предысто­рии монголов мира, призывал помнить и развивать лучшие традиции хоров, стремиться к гармоничному познанию и существованию в согласии с природой, что отличало традиционный уклад жиз­ни древних кочевых народов.

Писателю удалось завершить две книги романа-трилогии «Копачи»: «Хара Баргут» (Байкал, № 1-3, 2014) и «В ни­зовьях родовой реки» (Байкал, № 1-3, 2015). Однако работа над третьей кни­гой «Пустота» осталась незавершенной (главы опубликованы в № 6, 2016).

Большой друг «Байкала» Владимир Гармаев – с 1996 по 1997 год работал ответственным секретарем журнала – был интересен в общении. Он увле­ченно рассказывал о своем любимом предмете – изучении «белых пятен» в многовековой истории монголов, ведь искажение прошлого, по его мнению, не дает видеть настоящее и не оставляет перспектив на развитие в будущем.

В августе 2015 года в уютном дво­рике Музея истории города прошла встреча с писателем, организованная сотрудниками журнала «Байкал». Ири­на Булгутова, кандидат филологических наук, задала ряд вопросов Владимиру Гармаеву в связи с публикацией второй книги трилогии «В низовьях родовой реки». Сохранилась видеозапись этой встречи и беседы. Вниманию читателей предлагается расшифровка состоявше­гося разговора.

Тайны биографии

Была ли отправка Доржи Банзарова в Иркутск в чине чиновника особых поручений выразительной иллюстрацией колониально-эксплуататорской при­роды Российской империи? Почему, не жалея темных красок в описании жиз­ненной трагедии первого бурятского ученого, советские идеологи настаива­ют, что в отношении него была осущест­влена расправа? Эти и другие вопросы рассматриваются в статье доктора исто­рических наук, профессора Назарбаев Университета (г. Астана) Николая Цы­ремпилова «Правда и миф в биографии первого бурятского ученого Доржи Бан­зарова».

«В статье речь пойдет не только и не столько о первом бурятском уче­ном Доржи Банзарове, чья жизнь еще в ранней молодости стала достоянием публичных дискуссий вокруг представ­лений об империи, расе, национально­сти, культуре, угнетении, неравенстве, религиозной принадлежности, регрессе и прогрессе, но, что важнее, речь здесь пойдет о биографических дискурсах, сложившихся вокруг этой фигуры. Раз­личные авторы в разные эпохи писали о Банзарове как о диковинном создании с внешностью варвара и манерами ев­ропейца, живом свидетельстве благо­творного влияния европейского образо­вания на отсталые расы, защитнике и покровителе бурятских инородцев от посягательств империи и православной миссии и, наконец, первом бурятском со­циалисте и материалисте, павшем от руки царизма и церкви», - пишет Николай Цыремпилов.

Автор: Юрий НЕВСКИЙ