Блоги 23 июн 2020 1408

Добдон ЛХАРАМБА: «…..по сравнению с 90-ми годами в глазах у людей стало больше отчаяния»

Интервью с доктором буддийских наук Добдоном Максаровым

Впервые в современной истории буддийской России её гражданин Добдон Максаров получил степень геше-лхарамбы – доктора буддийских наук.  Сегодня он является единственным обладателем этого звания в стране после более чем двадцати лет учёбы в тибетском Брейбун Гоман дацане в Индии. На прошлой неделе Добдон лама побывал в Бурятии и дал интервью газете "Буряад үнэн".

- Добдон лама,  вы провели более  20 лет в Индии и как вам родина?

- Конечно, это наша прекрасная природа. И климат. За двадцать лет организм, глаза и другие чувства осязания отвыкли от вида и запаха наших лесов и степей, от холодных дождей. Что касается соотечественников, то что изменилось? Почему-то по сравнению с 90-ми годами в глазах людей стало больше отчаяния. Или может быть тогда, в юности, я просто не замечал этого… 

- Сложно ли будет привыкнуть вам к реальной жизни здесь, в миру, после относительно комфортной жизни в монастыре?

- Да, действительно, в монастыре ничто не отвлекает от учёбы. Я думаю, будет сложно. Сложно будет приспособиться к этой жизни. Сложно наблюдать, а главное,  изменить себя. Еще сложнее, в разы,  изменить другого и чувство бессилия от этого.

- Сансара одним словом?

- Да, да.

- Вы научились бороться или как вы боретесь с искушениями?

- Научился бороться или нет, мы ещё посмотрим. Как сказал один человек: «Легко медитировать в уединении в горах, а вот попробуй уйти в медитацию посреди шумного базара». Я здесь не жил после монастыря, поэтому не знаю. Будущее покажет, чему я научился за годы учёбы. 

- Сколько у вас обетов и как сложно вам их придерживаться?

- У меня 253 обета. Надо знать, для чего и как это исполнять, тогда, наверное, не сложно придерживаться их. 

- Что дают лично вам ваши лекции на ютубе?

- Мне лично? Ничего.

- А как вы готовите свои выступления? Откуда берёте темы и содержание ваших бесед?

- Из личного опыта и тех теоретических знаний, которые я получил там.

- Исторические дацаны этнической Бурятии восстановлены и действуют, но многие из них пустуют. Население мигрирует в города, другие регионы и страны, как прекратить отток населения?

- Ну, мы сами не сможем это сделать. Если детей кормить нечем? Кто же будет оставаться? Нужно создавать условия, чтобы люди оставались дома. 

- А что делать ламам? Например, в Нью-Йорке, где большая бурятская диаспора, есть свой бурятский лама. И можно ли людям, оказавшимся вдали от родины, заказывать ритуалы виртуально, допустим, с прямой трансляцией в вайбере?

- Вы знаете, что сознанию подвластны любые расстояния в нашей Вселенной, оно не ограничено черепной коробкой и, если человек знает, как это сделать, то почему нет? Мы же говорили, что нужно использовать любые достижения современной науки. То есть, ритуалы и современные средства связи вполне совместимы.  

- Добдон лама, Сангха активно  занимается различными социальными проектами в области сельского хозяйства, языка, национальных видов спорта и т.д. Как вы считаете, чему должен быть отдан приоритет: социальным проектам или духовному просвещению мирян?

- Без сомнения, они должны идти рука об руку. Эти два направления нашей работы просто дополняют друг друга. А, кроме того, работа по сохранению и развитию бурятского языка - это и есть духовное просвещение. Не будем забывать, что  бурятские ламы в прошлом писали свои труды на родном языке, а переводы не могут донести до нас всю их глубину.   

- Как вы относитесь к достижениям науки?  Как совместить науку и буддизм?

- У нас с наукой очень много линий соприкосновения, а главное, у нас один и тот же подход. Каждый высказанный тезис должен быть доказан. Сейчас люди поголовно заканчивают светские школы и институты, соответственно они знакомы с научным подходом и подобным образом у них выстроен образ мышления. Каждый высказанный нами постулат должен быть доказан, а иначе кто нам поверит?

Его Святейшество Далай лама говорит, что в XXI веке только буддизм может соответствовать современным научным знаниям. Вспомним, что и сам Будда Шакьямуни говорил, чтобы бездумно не принимали на веру его слова, надо приводить доказательства, которые подтверждают их.    

- В мире много факторов, которые отвлекают от духовной жизни. Как можно привлечь  верующих к более активной повседневной практике?  

- Привлечь не получится. Это невозможно. Почему? Потому что каждый индивид имеет право на выбор, и он им пользуется. Силой человека нельзя заставить думать, так как нам хочется. Он должен сам созреть для этого. Откуда, например, такая болезнь современного мира как депрессия? Ребёнка или юношу можно вовлечь, но взрослые люди делают осознанный выбор. Человек должен обрести какую-то определённую цель, только тогда его можно повлечь за собой. Только тогда он будет открыт для обучения. А против воли с ним ничего нельзя сделать.

- Добдон лама, это я к тому, что мир становится более секулярным, люди отходят от веры.

- Люди отходят от веры, поскольку есть много причин для этого. В том числе и из-за того, что мы, священнослужители, можем вести себя не так, как следует. Так, собственно, оно и есть. Но в первую очередь, мы должны убедить людей в своей правоте. Привести какие-то доказательства, о чём мы говорили выше. То есть, объяснить и подать это так, чтобы наши слова дошли до них. А не голословно утверждать какие-то абстрактные истины. Людям нужна свобода, свобода выбора, а не ограничения и какие-то рамки.          

- Далай лама сказал, что миру  нужна не религия, а светская этика и качественно новая система образования. Что вы думаете по этому поводу?

- Я бы чуть-чуть поправил, создать новую систему с нуля не получится, нужна адаптация уже имеющихся систем. Системы или трактаты, созданные шестьсот или тысячу лет назад, были созданы для  людей того времени и не полностью соответствуют духу и реалиям сегодняшнего дня. Ведь любую информацию можно подавать по-разному. 

- А адаптируется ли система образования, конкретно, в вашем монастыре?     

- Да, адаптируется. Вводятся новые предметы и экзамены. Наши студенты знают, что такое современная наука, образование и в курсе основных событий в мире.  

- Много ли «просветлённых» людей вы встречали и что это такое, по-вашему, «просветление»?  

- Я бы не назвал это «просветлением», поскольку это немного неверное определение. Я бы назвал это «освобождением от сна иллюзий». Этот термин лучше подходит для «пробуждённого».

Конечно, я встречал таких людей и, в первую очередь, имею в виду Его Святейшество Далай ламу. А что касается остальных, то наблюдал у них какие-то косвенные признаки. Вообще в монастырском своде правил «винаи» говорится о том, что если даже ты и обладаешь какими-то сверхспособностями, то не рекомендуется их показывать. Видите ли, работать над собой, а особенно над своим сознанием очень трудно. Поэтому много ли людей освободившихся «от сна иллюзий»? Нет, к такому результату приходит очень мало людей. 

- Как влияет на человека карма его прошлой жизни?

- По буддийской  философии  наше будущее всегда неопределённо, а что выстраивает в ту или иную сторону, так это наши действия. То есть мы своими руками создаём наше будущее. Наш образ мышления определяет наше общение с определёнными людьми. Наши прошлые жизни оставляют свой след в нашем сознании, когда мы рождаемся. Это тоже пересекается с наукой.  

- Кто, по-вашему, буддист? Как его определить? По праву рождения, принятия  прибежища в трёх драгоценностях  или, может быть, по факту постижения Будды?

- По принятию прибежища и состоянию души. Буддизм чем уникален? Тем, что его постулаты применимы к любому образу мысли. Так же, как и санскрит, очень интересный язык, который может быть адаптирован под любое программирование. Также и буддизм может быть адаптирован под любой образ мысли, в нём можно всегда найти любые точки соприкосновения и привести к желаемому результату. 

- Вы посетили Хамбо ламу Итигэлова. Многие учителя дали свою трактовку его феномена. А что вы считаете  по поводу его загадки?

- Тут нет загадки. Человек должен видеть результаты буддийской практики, и здесь он видит воочию ощутимый итог. Это не чтение трактатов, написанных шестьсот лет назад, и не легенда, которая может восприниматься как сказка. Это ощутимый результат. Так Хамбо лама Итигэлов  мотивирует людей к познанию Учения. 

- Добдон лама,  Итигэлов показал, что он контролировал процесс ухода из этой жизни, а мы не знаем, когда и как умрём. Дома, на больничной койке или же тебя собьёт машина. Но как быть готовым к неизбежному?

- О-о, здесь нам не хватит времени, чтобы разобраться в этом. Но если коротко, то здесь важна практика контролирования сновидений. Это практика управления своим сном. Это и есть предтеча. Это Тантра.

- Ваши планы на будущее?

- Я ещё продолжу обучение в Индии. Мне нужно постичь некоторые постулаты лично для себя. Нужно сгладить некоторые шероховатости. А потом - видно будет.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев