Блоги 30 июн 2020 1711

​Омбудсмен по правам человека Бурятии Юлия Жамбалова рассказала о специфике работы

На 12-й сессии Народ­ного Хурала РБ заслушают доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражда­нина в Республике Бурятия в 2019 году. В ее преддверии наше интервью с уполномо­ченным по правам человека в РБ Юлией Жамбаловой.

- Юлия Валерьевна, как бы вы охарактеризовали суть работы омбудсмена?

- Главная цель - защищать конституционные права и свободы жителей Бурятии от нарушений и произвола со стороны чиновников органов государственной власти и МСУ. Фактически люди обращают­ся по широкому кругу вопро­сов, в том числе с жалобами на злоупотребления со стороны работодателей, по вопросам защиты прав потребителей, о несогласии с судебными ре­шениями, об устройстве в до­школьные учреждения, урегулировании межличностных конфликтов. Собственно, де­ятельность уполномоченного по правам человека включает в себя следующие аспекты: вос­становление нарушенных прав, выездные мероприятия, право­вое просвещение, совершен­ствование законодательства, взаимодействие с госорганами, гражданским обществом и со СМИ.

- У вас полная независи­мость от других государ­ственных органов?

- Независимость и непо­дотчетность Уполномоченного каким-либо органам и долж­ностным лицам закреплена законом. Считаю, что на прак­тике это положение реализо­вано. За период моей работы какие-либо органы государственной власти не пытались вмешиваться в деятельность Уполномоченного, оказать давление при принятии ре­шения. Ни одно заключение Уполномоченного о восста­новлении нарушенных прав гражданина, внесенное орга­нам власти, не было оспорено, признано необоснованным. Наоборот, принимались меры по исполнению рекомендаций, направленные на обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

- Кто к вам обращается?

- В 2019 году за защитой нарушенных прав обратилось порядка 1,2 тысячи людей, в том числе пенсионеры, без­работные, несовершенно­летние, адвокаты, депутаты, военнослужащие, ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, представители СМИ, индиви­дуальные предприниматели, иностранные граждане, лица без определенного места жительства и многие другие.

Коллективные обращения поступают от учителей, сель­чан, родителей школьников, членов ДНТ, СНТ, жителей мно­гоквартирных домов, вкладчиков банка, сирот, участников долевого строительства, осу­жденных, подопечных учреж­дений социального обслужива­ния и других.

Наиболее активно в 2019 году обращались жители Иволгинского, Селенгинско­го, Кабанского, Заиграевско­го, Прибайкальского районов. Помимо жителей республики обращаются люди, проживаю­щие в городах федерального значения - Москве и Санкт-Пе­тербурге, в ближайших регио­нах - Иркутской области, За­байкальском крае. Также есть обращения из Ярославской, Оренбургской, Ленинградской, Амурской, Рязанской, Новосибирской областей, Красно­дарского, Пермского, Хаба­ровского, Алтайского краев, республик Крым, Саха (Якутия), Башкортостан, Татарстан, Ха­касия, Ямало-Ненецкого авто­номного округа. Из иностран­ных государств - Азербайджана и Узбекистана. Количество об­ращений из других регионов выросло в два раза, что может свидетельствовать о миграции жителей республики и об их информированности о прово­димой в Бурятии работе Упол­номоченного.

- А какие жалобы у адво­катов и депутатов?

- Депутаты, как правило, просят оказать содействие жителям своего избиратель­ного участка в решении той или иной проблемы - это могут быть жилищные, транспорт­ные, экологические вопросы. Часто и я обращаюсь к депу­татам по жалобам граждан, с просьбой оказать содействие и поддержку.

Обращения адвокатов свя­заны с процедурными вопро­сами при расследовании уго­ловных дел, их рассмотрении в суде, оказанием содействия в решении проблемы с феде­ральными органами исполни­тельной власти.

- Все ли имеют возмож­ность обратиться к вам, на­пример, проживающие в от­даленных селах?

- Обеспечение доступности Уполномоченного для обраще­ний граждан - одна из главных задач, для этого разрабатыва­ются и применяются различ­ные формы работы с населе­нием. В первую очередь - это личные приемы граждан, как самим Уполномоченным, так и сотрудниками аппарата, ко­торые проходят еженедельно. Если сельчанин обращается в не приемные часы, все равно находим время для личного приема и консультаций. Есть возможность отправить обра­щения почтовым сообщением по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 7а, по факсу 21-46-45, на адрес электронной почты [email protected], с офи­циального портала https:// egov-buryatia.ru/. То есть задей­ствованы все виды коммуника­тивных каналов.

Большой популярностью у жителей пользуются темати­ческие «горячие линии», куда достаточно позвонить и задать свой вопрос. Если пенсионеры, инвалиды, иные лица с ограни­ченными возможностями жела­ют лично обратиться к Уполно­моченному, прием проводится по месту их жительства. В це­лом, если люди испытывают ка­кие-либо затруднения в обра­щении к Уполномоченному, принимаются меры к установ­лению обратной связи.

Для населения мы организу­ем тематические приемы и ин­формационно-консультацион­ные площадки с приглашением профильных министерств, ведомств, где в режиме «одного окна» можно проконсультиро­вать по различным вопросам.

На системной основе Упол­номоченный и сотрудники аппарата посещают места принудительного содержания - это следственный изолятор УФСИНа, изоляторы временно­го содержания и спецприем­ники отделов полиции, центр временного содержания ино­странных граждан, а также уч­реждения социального обслу­живания и места фактического ведения трудовой деятельно­сти иностранцами. И, конечно, выезды в районы Бурятии, где приемы проводим не только в райцентре, но и в отдаленных поселениях.

- Как муниципальные чи­новники реагируют на ваши запросы, визиты?

- В большинстве - адекват­но. В предыдущие годы имели место нарушения сроков при истребовании информации, непринятие мер по восстанов­лению нарушенных прав. Но в настоящее время такие фак­ты сведены к минимуму. Более того, после ходатайства Упол­номоченного людям оказыва­ется посильная помощь.

- И все-таки, какая сфера жизни наиболее уязвима для людей, что говорят цифры по этому поводу?

- В первую очередь усилия Уполномоченного и сотрудни­ков аппарата направлены на соблюдение и восстановление жилищных, трудовых, социальных и иных прав. Среди них - пенсионное обеспечение, со­циальное обслуживание пре­старелых и нетрудоспособных, предоставление им соцуслуг, господдержка семьи, материн­ства, отцовства и детства, ин­валидов и пожилых граждан. На протяжении ряда лет неиз­менно доминирует жилищный вопрос - это 20 % от всех об­ращений к Уполномоченному. Остро стоят вопросы пересе­ления из ветхого и аварийного жилья, предоставления жилья малоимущим гражданам, уза­конения земельных участков и возведенных домов. Не менее проблемная сфера - это ока­зание жилищно-коммунальных услуг, бытовое обслуживание населения, растущие тарифы на услуги ЖКХ.

На 33 % увеличилось ко­личество обращений по соци­альным вопросам. Отмечу, что неоднократно фиксировалось нарушение пенсионных прав, последующие перерасчеты пенсий. Например, к Уполномо­ченному обратилась жительни­ца Хоринского района в инте­ресах своего отца с жалобой на отказ в перерасчете пенсии за сельский стаж. К обращению прилагалась копия трудовой книжки, которая подтвержда­ла, что пенсионер с 70-х го­дов работал трактористом в овцеводческом совхозе. После обращения Уполномоченного к руководству Отделения Пен­сионного фонда РФ по РБ в оперативном порядке прове­дена работа по проверке стажа в сельском хозяйстве не менее 30 лет, который подтвердился архивными документами. Муж­чине установлена надбавка к пенсии, а также произведен её перерасчет с января 2019 года.

По вопросам соблюдения трудовых прав граждан нала­жено тесное сотрудничество с Государственной инспекцией труда в РБ. Практически каждое второе обращение после про­верки инспекцией признается обоснованным или частично обоснованным.

- Можете рассказать о ка­ком-то из дел, которым вы занимаетесь сейчас?

- Про конкретное дело не могу рассказать, поскольку мы сохраняем конфиденциаль­ность данных людей. В настоя­щее время актуальны вопросы о восстановлении прав граж­дан по итогам ограничитель­ных мер в период пандемии. Это вопросы оказания меди­цинской помощи и лекарствен­ного обеспечения, нарушения трудовых прав, получения пособий и иных социальных выплат. Полагаю, что задача Уполномоченного - в помощи конкретному человеку, в пре­доставлении ему возможности реализовать свои права. Если эти препятствия имеются, не­важно, один это человек или группа людей, меры должны быть приняты.

Автор: Светлана НАМСАРАЕВА