Блоги 16 сен 2020 1007

​Человек Путина: Игорь Кобзев - губернатор Иркутской области

© фото: baikal24-sport.ru

В прошедшие выходные в Ир­кутской области прошли выборы губернатора. Врио Игорь Кобзев на­брал более 60 % голосов избирате­лей. У его основного соперника Ми­хаила Щапова, кандидата от КПРФ, более 26 % голосов.

Избирательные кампании у наших соседей всегда проходят в пре­дельно конкурентных условиях.

Обусловлено это несколькими фак­торами. В области в два раза больше населения, чем в Бурятии (2391193 чел.). Высока и его плотность, сосре­доточенная в городах вдоль ВСЖД. Ну и самое главное - это экономический потенциал. В этом плане Иркутская область традиционно считается одним из наиболее благополучных регионов России. А где сильная экономика, там больше и мощнее круг политических интересантов. В данном случае, таких финансово-промышленных групп, как Русал, Газпром, Роснефть, Ростех и т.д. Кроме компаний федерального уров­ня сильные позиции в области имеет местный региональный бизнес: Иркут­ская нефтяная компания, СХАО «Бело­реченское» и ряд др.

В свою очередь развитая экономи­ка региона опирается на мощный куль­турный и научный потенциал. Недаром столица Приангарья - это историче­ская столица всей Восточной Сибири и Забайкалья. Все это способствует тому, что выходцы из Иркутской области хо­рошо представлены в правящей элите страны, в том числе такими фигурами, как Сергей Чемезов, глава Ростеха, и экс-генеральный прокурор Юрий Чайка. Поэтому понятен повышенный интерес в Улан-Удэ к выборам у наших соседей.

Дважды, будучи летом в Ангарске и Алари я также имел возможность на­блюдать их ход. Внешне, что касается наглядной агитации – баннеров и пла­катов, основные соперники были пред­ставлены примерно одинаково. Хотя в частных разговорах мои собеседники отдавали предпочтение Михаилу Ща­пову, как коренному иркутянину. И то, что он не местный, вменялась Игорю Кобзеву в минусы. Других особо значи­мых факторов электоральных предпо­чтений я не заметил.

Собственно, их, практически, и не было. Объединяла двух кандидатов и их прошлая карьера в силовых струк­турах. Кобзев дослужился до звания генерал-полковника МЧС, а Щапов – подполковника ФСБ. Как говорится, бывших сотрудников секретных служб не бывает. Михаил Щапов явно не был ярым антагонистом существующей системы и, вероятно, мог даже послу­жить запасным вариантом на всякий непредвиденный случай. Но все про­шло без сучка, без задоринки.

За Кобзевым стояла вся государ­ственная машина и личная поддержка президента Путина, которая и сыграла решающую роль. В июле федеральный центр выделил области 10 млрд ру­блей в качестве финансовой помощи. В основном они идут на социальную сферу. Если в целом по стране с янва­ря по июнь расходы на соцполитику выросли на 16 %, то в Иркутской обла­сти они подскочили на 48 %. Так власти Иркутской области выплатят по 10 ты­сяч рублей семьям с детьми от 16 до 18 лет – в качестве меры поддержки по­сле пандемии. А за неделю до выборов объявили еще один пакет социальной поддержки семьям с детьми. Как вид­но, главный слоган кампании Игоря Кобзева «В ответе за область и за лю­дей» не расходился с делом.

Как считает журналист Тимур Дугар­жапов, долгое время возглавлявший иркутский «Коммерсант», в победе Коб­зева сыграли свою роль и три других существенных фактора. Во-первых, эф­фективную стратегию и тактику избира­тельной кампании выстроил ИМА-кон­салтинг - московское PR-агентство. Во-вторых, отмечается значительная электоральная усталость населения от пребывания команды коммуниста Левченко у власти. И третье, это чрез­вычайно низкая явка, составившая чуть более 30 % избирателей. Как говорит Тимур Амгаланович, это связано с уста­лостью и разочарованием от самих вы­боров, и даже погодой.

В борьбе за бурятские голоса в об­ласти, как и на предыдущих выборах, сошлись в схватке Вячеслав Мархаев (команда Щапова) и Кузьма Алдаров (команда Кобзева). И тот, и другой яв­ляются опытнейшими политиками. Но, если по итогам выборов Мархаев покидает пост сенатора, то Алдаров останется на должности заместителя председателя областного Законода­тельного собрания. На роль вице-гу­бернатора – руководителя Усть-Ор­дынского бурятского округа он вряд ли станет претендовать. На существу­ющей должности у Кузьмы Романо­вича больше влияния и уверенности остаться на вершине властной иерар­хии Приангарья.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: baikal24-sport.ru