Блоги 21 сен 2020 1631

​Рассказы беспокойного Булата: Драгоценный

© фото: pixabay.com

Фрагмент из романа «Метис». Рассказ дяди Бато. 

— До того, как в Бурятии появился буддизм, буряты были язычниками, верили в вечное синее небо и силу рода. Кочевники поклонялись своим предкам, что жили где-то наверху, делали им подношения, просили о помощи, и предки им помогали. Но предков со временем стало значительно больше, чем живых людей. Кому-то из них поклонялись, кому-то уже нет, многих вообще забывали, не упомнишь ведь всех при всем желании, никакой бумаги не хватит.

Те предки, которых хорошо помнили, не успевали всем помочь, а те, кого забывали, становились голодными духами. Голодный дух — злой дух, а зло надо на ком-то вымещать. Вот и начали забытые духи мстить своим потомкам, которые их забыли. Когда ты нападаешь, невольно себя выдаешь. Так появились люди, способные видеть духов, сегодня их называют шаманами.

Шаманы находили голодных духов, пытались их задобрить. Если задобрить не получалось, призывали почитаемых духов рода и просили разобраться с забытыми предками. Со временем шаманы стали привилегированной кастой и, как часто бывает среди людей, стали перегибать палку. Да и много лишних людей, опять же, появилось среди них. Приходит простой кочевник к шаману с просьбой угомонить злого духа, что терзает его семью, а шаман с похмелья. Берёт шаман подношения, а сам думает: «А, завтра обряд сделаю». Завтра приходит к нему богач, приносит щедрые подношения, затем другой богач, а потом шаману опять отдохнуть захотелось, и забыл он о просьбе простого кочевника.

Но это ещё полбеды. Богатые подношения начали развращать многих шаманов. И всё, на что хватало их усилий, это на жертвоприношения духам. Лютует дух, зарезали барана, скормили ему живую душу, дух успокоился на время. Раз барашка получил, два, три, окреп и попросил нечто большее, уже человеческую душу ему подавай.

Шаман обращается к почитаемым духам, а тем подавно не резон силы тратить, окреп злой дух, сдачи может дать. Раз, уступили, два. А кого в жертву? Не богатого же. Сначала пленника, потом раба или бродягу какого-нибудь, а потом и красавицу из простой семьи, духи те же люди, аппетит у них во время еды приходит. Затем и в политику шаманов стали посвящать, простой народ против духов не пойдет.

Но однажды в степи появился необычный человек, бритый наголо, в лохмотьях, с глазами, что излучали мудрость. Следом по степи поползли слухи о том, что этот человек проповедует учение о великой пустоте, где нет ни духов, ни предков, нет лжи и зависти, нет боли, страха и голода, ничего нет, только пустота и вселенский свет, подобный тому, что излучают звезды в ночном небе. Эта пустота — великое освобождение от всех земных страданий! Неудивительно, что простые кочевники, уставшие от непредсказуемости этого мира, восприняли новое учение как шанс на спасение.

Шаманы обратились за помощью к почитаемым духам, и те им поведали, что за пришельцем стоят боги, обладающие несокрушимой силой. Они прекрасны и в то же время ужасны, их невозможно объять взглядом, но при желании они могут уместиться на ушке швейной иглы. Они не требуют подношений, источник их силы в той самой пустоте, которую невозможно найти и обрести, её можно только постичь. Этих богов призвал некий Бурхан багша, сумевший постичь силу пустоты и открывший её возможности для простых людей. Именно Бурхан багша отправил в бурятские степи одного из своих учеников, чье имя означало совершенное знание. Простые степняки стали называть его Ойдоп багша.

Шаманы никогда не дружили между собой, но появление в степи Ойдопа багши заставило их объединиться. Они выследили Ойдопа багшу и решили его сжечь, дабы ничего не осталось от пришлого учителя. Ойдоп багша не сопротивлялся, молча, с достоинством взошёл на костер, а вскоре по степи прошла молва о том, что Ойдоп багша обрёл новое тело. Сто восемь раз шаманы умерщвляли очередное тело Ойдопа багши, и всякий раз он возвращался, лишь укрепляя веру простых степняков в свое учение.

Изумленные силой пришлого учителя, многие богачи, ведомые своими духами, потянулись к нему и приняли его учение. Тех духов больше никто не видел, но их живые потомки утверждали, что великий учитель отправил их в чистые земли, где им уже не придётся голодать, а спустя какое-то время они смогут вернуться в этот мир, чтобы исправить ошибки своих прошлых жизней.

Однажды Ойдоп багша решил что учение, которое он принёс в бурятские степи, окончательно укрепилось, многие его ученики сами стали великими учителями, и теперь степняки смогут обойтись и без него. Но услышав о намерениях своего учителя, ученики взмолились, и попросили его перерождаться на этой земле до тех пор, пока последний степняк не покинет земной мир и не растворится в великой пустоте. Услышав эти молитвы, Ойдоп багша дал согласие...

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ

Фото: pixabay.com