Блоги 3 ноя 2020 3052

​Тенденции недели: «Хара Моритон»

В Бурятии была представлена система «Хара Моритон» (Черные всадники). Это боевая практика монгольских кочевников, которая прежде передавалась из поколения в поколение. Как боевое искусство «Хара Моритон» совершенствовался не одно столетие и, согласно преданиям, передавался внутри родов, от отца к сыну, реже к дочери. Об этом и многом другом рассказал Сергей Тулуев, председатель федерации практической стрельбы Бурятии, основатель школы ножевого боя «Хэшэгтэн», мастер боевого искусства «Хара Моритон».

- Был период, и довольно долгий, когда о школе «Хэшэгтэн» ничего не было слышно. С чем была связана эта пауза?

- Школа ножевого боя «Хэшэгтэн» существует уже 10 лет, и она не прекращала свою работу. Система обучения в рамках нашей школы постоянно обновляется, мы проводим семинары в Чите, Монголии. В этом году мы представили систему «Хара Моритон». Это бурят - монгольская боевая система, основанная на образе жизни кочевников, их отношениях с живой природой, средой обитания. Собственно, и школу ножевого боя «Хэшэгтэн» я основал на базе боевой системы «Хара Моритон».

- Вы сами разрабатывали эту систему?

- «Хара Моритон» это не «новодел», это знания, которые передаются из поколения в поколение от наших великих предков. Те навыки, что легли в основу системы подготовки в рамках нашей школы, сохранились по линии рода хонгодоров. Мой учитель, например, получил эти знания от деда.

Система «Хара Моритон» всегда была полузакрытой, не для всех. Но в целях сохранения нашей бурят-монгольской культуры было принято решение вывести её на официальный уровень. Культура это не только язык, песни, танцы и национальная одежда. Это образ жизни. И есть в нашей культуре целый сегмент, который посвящен воспитанию мужчины. Что значит быть мужчиной? Это значит быть воином, прежде всего, защитником, охотником, отцом.

В целом же система «Хара Моритон» затрагивает множество аспектов жизнедеятельности. Мужчина, как воин, защитник, охотник и отец должен оставаться максимально эффективным. Быть эффективным означает правильно одеваться, питаться, думать, и так далее. Сам образ жизни кочевников подразумевает эффективность существования. Надо уместить на одну телегу всё необходимое для жизни при кочевке. Все должно быть эффективным, ничего лишнего в этой телеге быть не должно. Таким образом, психология кочевников подразумевает эффективное мышление.

- А как же принцип «у любой эпохи свое понимание действительности»?  

- Как вы думаете, выживет нынешний среднестатистический бурят без специальных навыков в степи, где летом жара плюс 40, а зимой холод минус 40? А ведь это основа нашей культуры. Кочевники, наши предки так жили веками, из поколения в поколение, и передавали потомкам знания, позволяющие выживать в таких условиях.

Боевая система «Хара Моритон» в первую очередь подразумевает отработку навыков выживания и противостояния в степи и в горах при экстремальных температурах. Сохранение здоровья и энергии в нашей системе во главе угла.  Нет смысла делать сальто по пояс в снегу. Ну, прыгнул так пару раз, вспотел, замерз, и умер.

Еще один важный аспект системы «Хара Моритон» это умение адаптироваться к любому рельефу, обществу, климату, обстановке. Иначе не выжить. Это основа кочевого образа жизни. В Тунке мы ежегодно проводим  летний и зимний лагерь с конями и полевым проживанием. В программе лагеря обучение верховой езде и кочевая школа, как поставить юрту, разделать барана, косулю, и многое другое. Так же ежегодно мы проводим трекинг-переход по горам в автономном режиме в течение двух недель. Это даёт четкое понимание психологии кочевника, что на самом деле важно, а что нет. Техника боя кочевника тоже зиждется на этом мышлении. Кочевнику некогда долго воевать. Он должен быстро нейтрализовать врага, с минимальными затратами, и двигаться дальше. Поэтому владение оружием во главе угла.

- А без оружия?

- Есть такая старинна бурят-монгольская забава, разбивание хребтовой кости или «hээр шаалган». Если присмотреться к этой забаве внимательнее, становится понятно, что это постановка рубящего удара саблей или ножом в зашифрованном виде. Проще говоря, в этой забаве таится зашифрованная биомеханика работы мышц, связок, костей, и понимание анатомии человека и животного.

Говоря о прочих тонкостях, нужно понимать, что захваты, замки, болевые во всех видах бурят-монгольских боевых единоборств исключаются по определению в виду типа традиционной одежды и климатических условий Монголии и Сибири. Толстые халаты, меха, делают их крайне малоэффективными, если не бесполезными. А, учитывая исключительно боевой характер искусства, где пленных не берут, стоит одна ключевая задача, вырубить в скоростном режиме, затратив минимум времени и сил на одного противника.

Соответственно, нет смысла в бросках с прогибом и прочих красивостях. В бурят-монгольских боевых искусствах вы никогда не увидите ничего подобного, ибо их там нет. Они есть в гражданских видах, таких как бухэ-барилдан (аналог вольной борьбы, только в стойке без борьбы в партере). Максимум, что допускается из борцовского арсенала, это «кочерга», подсечки, бросок через бедро. И все это только в стойке и без удержаний, не до этого в бою. Допускаются приемы в партере, лежа на спине, но только как защита. Борьба между двумя лежащими противниками в реальном бою нереальна, и как предмет изучения в бурят-монгольских боевых искусствах даже не обсуждается. В «Хара Моритон» вообще нет ударов ногами выше пояса, это опять же бессмысленно с учетом климата и традиционной одежды народов Центральной Азии и Сибири.

- Скажите, насколько видное место в культуре кочевника занимает нож?

- Относительно навыков владения ножом опять-таки следует иметь в виду особенности климата и сферу применения. В первую очередь это вспомогательное орудие, и только затем легкое оружие, в отличие от меча. Однако нож, в отличие от меча, кочевник носил с собой всегда, недаром он присутствует как обязательный атрибут большинства бурят-монгольских национальных костюмов. Поэтому  отработке навыков работы с ножом в рамках системы «Хара Моритон» уделяется особое внимание. Почти все случаи травм из-за ножа возникают в силу незнания правил обращения с этим холодным оружием. Когда знаешь, что такое нож, и владеешь им в совершенстве, травмы и прочие глупости исключены. 

- Получается, сама жизнь для кочевника – этакий естественный повседневный тренажер?    

- Все, что есть в степи, и в лесу, деревья, камни, толстые бревна, может служить тренажерами. Кстати обратите внимание, что качели и короткие лавки на самом деле имитируют акробатику верхом на коне. Для кочевников они выходят по актуальности на первый план. В целом же, любой специалист в области боевой и специальной физической подготовки заметит, что «Хара Моритон» это система подготовки воинов, потому она и закрытая. Она была и остается боевым искусством кочевников, по набору приемов, тренажерам, методам подготовки.

- Не так давно вы провели специальный семинар для девушек. Скажите, в чем, на ваш взгляд, отличие боевой подготовки мужчины, и боевой подготовки женщины?

- В культуре монгольских народов отношение к женщине всегда было уважительным. У бурят-монголов женщина имеет равные права с мужчиной, ведь она также стойко переносит все тяготы кочевой жизни. Женщина в этой жизни для нас - равноправный партнёр и попутчик. Поэтому в рядах тех, кто изучает систему «Хара Моритон» нет разницы между полами.

Есть незначительные отличия в рамках специальной подготовки, с учетом реалий нового времени. Если прежде, например, в экстремальной ситуации жена кочевника не терялась и действовала так же эффективно, как и мужчина, то сегодня под влиянием современных стереотипов девушка способна в лучшем случае закричать, а в худшем - впадает в оцепенение. Подготовка в рамках системы «Хара Моритон» позволяет любой девушке просто отмести эти стереотипы, как ненужную шелуху, и стать сильнее, быстрее, увереннее в себе. Уверенность в себе тоже навык, который нужно воспитывать.

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ