Улан-удэнец Игорь Жарников уже несколько лет занимается разработкой сервиса доставки еды DLVRY(https://dlvry.ru) для бизнеса. География пользователей постоянно растет и охватывает многие регионы России. Мы попросили Игоря рассказать о своем стартапе и поведать немного о «кухне» IT-специалиста в этом направлении.
- Твой проект уже становился победителем конкурса ВКонтакте несколько лет назад. Как ты оценивал свои шансы перед подачей заявки?
- Я участвовал в грантовой программе Start Fellows и стал одним из пяти победителей. Награда составила 500 тыс руб наличными, 200 тыс руб на счет рекламного кабинета ВКонтакте и 100 тыс руб на счет хостинг-провайдера Selectel. Новость о победе прочитал в новостях ВКонтакте, сидя в автобусе по дороге из Нью-Дели в Дхармсалу. В декабре 2017 мы с супругой поехали в Индию. От путешествия и так был на эмоциональном подъеме, а тут ещё и новость о победе… Суть конкурса заключалась в разработке приложения для сообществ ВКонтакте. Тогда это было новое направление, новый функционал социальной сети. Разработчиков, проявивших интерес, а, следовательно, и соперников, было не так много. Видя свой результат, я понимал, что есть шансы на победу.
- В прошлом году ты также участвовал в конкурсе ВК, но занял второе место. Почему не удалось стать победителем и в этот раз?
- Во второй раз участвовал в конкурсе уже с другим приложением, но всё того же проекта DLVRY. Но в 2019 году конкуренция среди разработчиков сильно возросла. Участников конкурса стало больше и хороших проектов тоже было значительно больше.
- Игорь, расскажи историю создания твоего проекта?
- В 2016 году я разработал сайт для ресторана японской кухни, который до сих пор работает. В ноябре 2016 года ВКонтакте анонсировал новый функционал, позволяющий сторонним разработчикам создавать приложение для сообществ внутри ВКонтакте. Мне эта идея понравилась, стал изучать и параллельно делать такое приложение для ресторана. Через пару недель уже была готова первая версия. Пока делал приложение, в голову пришла идея, что это приложение может быть использовано и другими доставщиками еды. Сразу же добавил такую возможность и уже в декабре 2016 года получил первый платеж (оплату 1-го месяца) от клиента из Челябинска.
- Почему, по твоему мнению, этот стартап «выстрелил»?
- DLVRY - решает очевидную задачу (прием онлайн заказов), и помогает ресторанам доставки еды легко запустить приложение в сообществе ВКонтакте и собственный сайт. Подобных проектов достаточно много и все они имеют шансы на успех, потому что решают конкретную, реальную задачу.
- Сколько времени у тебя уходит на этот проект?
- Первые два года DLVRY был моим хобби-проектом. Занимался им в свободное от основной работы время (фриланс заказы на разработку сайтов). Сейчас же ситуация изменилась в противоположную сторону. DLVRY - мой основной проект, а заказы на разработку других сайтов стараюсь не брать. Сложно определить сколько точно времени уходит на проект. Можно сказать, что занимаюсь проектом всегда, круглые сутки. Могу несколько ночей подряд разрабатывать какой-то новый функционал или исправлять старый. Могу в три часа ночи отвечать на вопросы клиентов из западной России, у которых ещё только вечер. Могу, гуляя с детьми, ответить клиенту или экстренно перезагрузить сервер (и такое было). Или по дороге на Байкал посадить за руль супругу, а сам заняться возникшими с проектом проблемами (такое тоже было). Но в то же время, DLVRY уже на таком уровне, что может позволить мне неделю не садиться за компьютер.
- Сколько приносит проект сейчас?
- Последние полтора-два года DLVRY – это основной источник дохода. И он постепенно увеличивается.
- Думал ли ты продать проект и поступали ли предложения о продаже?
- Да, наверно, как и у любого стартапера, мне приходили в голову мысли о продаже проекта. Но не сейчас, а когда-нибудь в будущем. Но пока это просто размышления в духе «А что, если…». Одно предложение было, но его не стоит воспринимать всерьез. Человек предлагал цену, которую проект зарабатывал за 3-4 месяца.
- Как понимаю, не всегда все складывалось так успешно. У тебя ведь были неудачные проекты?
- Да, было несколько неудачных проектов. Неудачных с коммерческой точки зрения. Но каждый проект дал опыт. Разработка собственного проекта хорошо помогает расти в профессиональном плане, научиться чему-то новому, освоить новую технологию. Был и хороший проект – ZUZAN, агрегатор праздничных услуг Бурятии, но его тоже пришлось закрыть. Свой проект - это занятие любимым делом, которое в перспективе может начать приносить доход. Так получилось с DLVRY. Мне нравится разрабатывать что-то для себя, придумывать для себя задачу и решать её.
- Судя по твоему личному сайту, основной твоей работой являлся фриланс в области создания сайтов. Занимаешься ли этим сейчас?
- Как уже говорил, раньше занимался разработкой сайтов на заказ. Сейчас же все свое рабочее время стараюсь тратить на DLVRY. Иногда беру сторонние заказы, но это больше как исключение.
- Концепция твоего сайта в современном мире называется SaaS, то есть клиент оформляет подписку и вносит оплату в течении всего периода пользования сервисом. Как ты удерживаешь клиентов, ведь можно заказать и один раз оплатить разработку собственного сервиса?
- Аренда сервиса по подписке – это выгодная модель и для потребителя, и для разработчика. Как правило, месячная стоимость аренды значительно ниже, чем разработка подобного сервиса на заказ. Клиент может пользоваться несколько лет уже готовым сервисом вместо того, чтобы за те же деньги заказывать разработку сервиса «под себя». В случае с сайтом доставки еды, аренда DLVRY на один месяц будет стоить 3 000 руб., а разработать собственный сайт - в районе 100 000 руб. Если нет нужды в уникальном, специфичном для конкретного ресторана функционале, то проще, быстрее и выгодней взять готовый сайт в аренду. Цена - это лишь один из факторов удержания. За время работы над сервисом, я глубоко вник в специфику этого бизнеса, постоянно добавляю полезный функционал в свой сервис. Полезный именно доставкам еды.
- После начала пандемии, многие рестораны стали более серьезно заниматься доставкой готовой еды. Как сильно ты ощутил это на своем деле?
- Не сильно, но было увеличение интереса к сервису в начале года, весной. Вот уже четыре года DLVRY каждый месяц плавно наращивает клиентскую базу. В 2020 году резкого скачка не случилось. Думаю, рост общего интереса к сервису оставил 20-30%.
- Ты занимаешься и разработкой, и продвижением, и работой с клиентами один, самостоятельно. Что для тебя самое сложное?
- Продвижение, наверное, самое сложное для меня. Поэтому я им особо не занимаюсь (смеется). Стараюсь по мере возможностей, но это трудно назвать полноценной работой над продвижением. Но тот режим работы, тот прирост новых клиентов, который имеется сейчас, для меня очень комфортен. Я всегда могу отложить проект в сторону и отвлечься на другие дела - для меня это важно.
- Что больше всего мешает развитию твоего проекта?
- Отсутствие команды - это основной тормоз развития. Одному работать хоть и очень комфортно, но продуктивность одного человека в любом случае меньше чем продуктивность команды.
- Многие люди ищут идеи подобных сервисов для бизнеса, но не многие знают, что нужно бизнесу и за что он готов платить. Ты посоветуешь искать идеи сервисов для людей или все-таки пытаться найти идею для бизнеса?
- На мой взгляд коммерчески успешный проект проще запустить в сфере бизнеса. Сервис для людей - это лотерея «зайдет/не зайдет», а сервис для бизнеса, если он решает конкретную задачу - найдет своего потребителя.
- У тебя есть какие-нибудь советы тем людям, который хотят создать свой IT стартап?
- Самый популярный совет: «Брать и делать». А второй: «Идеальное – враг хорошего», то есть лучше сделать какую-то часть проекта «лишь бы работало», чем стремиться к идеалу. Если идеально пока не умеешь или не получается.
- Спасибо, Игорь, за интервью, желаем новых успешных проектов!