Блоги 27 янв 2021 883

Вызовы ВАРК: Единственный постоянно действующий общебурятский институт на пороге перемен

Прошел месяц, как безвременно ушел из жизни Иннокентий Егоров, президент Всебурятской ассоциации развития культуры (ВАРК)

Прошел месяц, как безвременно ушел из жизни Иннокентий Егоров, президент Всебурятской ассоциации развития культуры (ВАРК). И со всей неизбежностью встает вопрос о выборах нового руководителя этого общественного движения.

ВАРК создан в 1991 году, и на его счету множество больших и малых дел: первые конкурсы «Дангина», массовые празднования Сагаалгана, грандиозное празднование 1000-летия эпоса «Гэсэр» в 1995 году, акции по возрождению бурятских национальных костюмов и декоративно-прикладного искусства и т.д. Участвует ВАРК в проведении Ердынских игр на Ольхоне (1 раз в четыре года по нечетным годам) и общебурятского фестиваля «Алтаргана» (1 раз в два года по четным годам). В 2020 году «Алтаргана» планировалась в Забайкальском крае, но из-за пандемии была отложена и пройдет ли фестиваль в этом году, пока неизвестно. Следующий по очереди общебурятский сбор планируется в Шэнэхэне, во Внутренней Монголии КНР.

Несмотря на заявленный строго не политический характер деятельности, ВАРК однажды оказался в эпицентре событий, вокруг присоединения Усть-Орды к Иркутской области. Тогда во главе Ассоциации были Дандар Сандитов и Владимир Хамутаев, и съезд, проведенный в Усть-Орде, высказался против поглощения округа.

В 2006 году на очередном съезде ВАРК было принято решение о смене юридического статуса. Закрытая организация стала открытым движением, и членство носит уведомительный характер. Причем вступать можно как коллективами, так и персонально. Есть в Ассоциации коллективные члены, такие как Ага и Усть-Орда, потерявшие свой суверенитет, и она превратилась в своего рода сетевую структуру. А в 2011 году на очередном съезде ВАРК решено создать некоммерческий фонд развития культуры «Эндаумент «ВАРК». Он собирает пожертвования и направляет в доверительное управление. Полученный доход идет на стипендиальную программу для талантливой молодежи.

Однако в марте 2014 года ряд общественников высказал серьезные претензии в адрес движения. «Предлагаю сделать так, чтобы Всебурятская ассоциация развития культуры или работала, или ликвидировалась. Потому что сегодня ВАРК скорее мертв, чем жив», – констатировал Булат Шагжин. С тех пор ситуация кардинально не изменилась, поскольку сегодня совершенно другая политическая, социально-экономическая и духовно-нравственная обстановка в обществе по сравнению с 90-ми годами. Возможности повлиять на общую ситуацию у ВАРК, в том виде, какой он есть, незначительны.

Урбанизация, миграционные процессы и развитие современных технологий изменили мир, в том числе и бурятский. Появились новые вызовы. Значительная часть этноса живет в диаспоре, и стоит задача сохранения ее национальной идентичности. Здесь свою консолидирующую роль играют землячества, созданные в крупных центрах рассеяния. Для них проведение Сагаалгана зимой и Сурхарбана летом, азиатские дискотеки и конкурсы «Мисс» уже признак достаточной активности как общественников.

Вслед за мигрантами в другие города и регионы потянулись буддийские ламы, даже поделившие свои сферы влияния. Так, регионы к востоку от Забайкальского края негласно считаются агинскими, а «севера» и запад - собственно бурятскими. Соответственно, вокруг них формируются буддийские общины, центры притяжения бурятских мигрантов.

Другой важной проблемой народа стали попытки его разделения по родо-племенным, территориальным и языковым признакам. Эти попытки кучки ярых трайбалистов, финансируемых политиканами, совершенно бесполезны. Но атмосферу они портят изрядно, оставляя «мерзость запустения» в неокрепших душах.

Между тем, сегодня на авансцену жизни выходят новые поколения, которые не помнят СССР и трудных 90-х годов. Для них, живущих в социальных сетях и мессенджерах, Всебурятская ассоциация развития культуры выглядит абсолютно чуждым анахронизмом из прошлого века.

Тем не менее, ВАРК остается единственным постоянно действующим (или бездействующим?) общебурятским институтом, который может стать одним из действенных инструментов консолидации и сохранения нации. Но он остро нуждается в реформировании, омоложении и новых идеях. Только так и только тогда он сможет соответствовать духу времени и, возможно, дать адекватный ответ его вызовам.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ