Накануне общественность Бурятии была потрясена новостью о том, что нападению подвергся бурятский журналист Владимир Жаров. Трое подростков поздно вечером выследили журналиста, напали на него неожиданно, сзади, оглушили, избили и ограбили. Действовали нагло, явно, будучи уверенными в безнаказанности. Злоумышленников оперативно задержали, Владимир Жаров в тяжелом состоянии в больнице, а мне вдруг вспомнилась одна показательная история, времен лихих 90-х…
«Торпеды»
Моя юность пришлась на 90-е годы, в разгар которых я учился на курсах ДОСААФ в Чите. Жил я у хороших знакомых, в районе ЦРММ. Запомнился мне тот период времени разгулом так называемой «блатной культуры». Быть «блатным» было модно. И просто жизненно необходимо было тогда знать тюремный жаргон, чтобы уметь обосновать свое право считаться «достойным человеком».
Я не буду углубляться сейчас в теорию этой «культуры», поскольку познать ее так и не успел. Интересно в этой истории то, что помог мне тогда, 17-летнему подростку не увлечься новыми веяниями Кондрат, парень чуть старше меня, который не так давно отмотал срок.
Кондрата я знал с детства, и в детстве он был крепким, добродушным парнем, которого воспитывал отчим бурят. За что в итоге спустя годы он оказался в местах не столько отдаленных, я не уточнял. Спустя годы мы встретились с Кондратом случайно, вместе вышли с троллейбуса и пошли к дому, где жили мои знакомые.
- В городе надо ходить быстро, - вдруг сделал мне тогда замечание Кондрат, - и не забывай оглядываться.
- Почему? – просил я.
- Когда быстро ходишь, тебя еще догнать надо, - пояснил Кондрат, - а когда тебя догоняют, ты все равно услышишь и успеешь убежать. «Торпеды» долго не гонятся, «спалиться» могут.
«Бродячие собаки»
У подъезда дома, в котором жил Кондрат мы остановились на «перекур», разговорились.
- «Торпеды» хоть и обнаглели, но пока еще понимают, что если «спалились», жизни им уже не будет, - продолжил свой рассказ Кондрат.
- А кто такие «торпеды», - спросил я его.
- Как бы тебе объяснить-то проще? – задумался Кондрат, - нелюди, бандерлоги. Их сейчас много стало. И они ведут себя так, будто у них есть «понятия». На самом деле никаких понятий у них нет! Все, что они умеют, это нападать толпой и грабить, то есть, живут по «беспределу». Раньше быть «торпедой» было чревато, опасно для жизни, потому что не по «понятиям». Когда «понятия» не соблюдаются, начинается бардак. За это жестко наказывали. Но сейчас другое время. Сейчас «торпеды» осмелели, даже «братвой» себя называют. Только не «братва» это, а стая бродячих собак, которым на все плевать. Недавно сижу у подъезда, подсели трое и начали хвалиться, как вчера вечером шапку норковую сорвали с женщины средь бела дня. Подкрались, ударили сзади, и сорвали.
- А ведь за вас кто-то сядет, - говорю им.
- Бывает, - отвечают.
- А вы знаете, кто я? – спрашиваю их.
- Знаем, - отвечают, - ты Кондрат, «смотрящий» здешний.
- И что, не боитесь? – спрашиваю.
- Так мы же по понятиям? – отвечают, - если что, можем на «общак» скинуться.
- А что такое понятия? – спрашиваю снова. – Молчат!
«Низшая каста»
В районе Кондрат был одним из «смотрящих», этаким судьей, к которому обращались те, кто не мог обратиться за помощью в милицию. За порядком на вверенной ему территории он следил жестко, но отличался справедливостью. Со своими просьбами к нему обращались даже одинокие старики, потому что Кондрат не отказывал никому и, любое «дело» старался довести до конца.
- «Понятия» - это когда каждый из нас знает свое место, - продолжил свою «лекцию» Кондрат, - а когда «понятия» не соблюдаются, начинается «беспредел». «Беспредел» - это когда «торпеда» думает, что ему все можно.
Откуда появились «торпеды»? Это «суки», которым не писан никакой закон, низшая каста. Они готовы на все, лишь бы выжить. И вот такие «суки» сейчас строят из себя бывалых и пудрят мозги детям. А почему так происходит? Потому что время такое, все с ног на голову. Пока мы стараемся соблюдать порядок, они делают все, чтобы был бардак. Потому что когда кругом бардак – «сука» ходит в золоте.
Я уже устал объяснять «салагам» что такое хорошо, и что такое плохо. Недавно один говорит мне: а «Чебурашка» мне по-другому все говорил.
- «Чебурашка» - плохой парень, - объясняю, - все, что ему от тебя нужно, это чтобы ты деньги ему приносил. Ему, а не всем. Вижу, не верит. Потому что «Чебурашка» сейчас ходит в дубленке и весь в золоте…
Вскоре после того разговора я ушел служить в армию. Вернувшись, узнал, что Кондрат пропал без вести. Но в районе ходили слухи о том, что он попытался поставить на место каких-то «торпед». И «торпеды» ему этого не простили.
После того случая, когда подростки напали на журналиста Владимира Жарова, я почему-то подумал о том, чтобы по этому поводу сказал Кондрат? Даже в такой суровой среде как тюрьма люди стремятся к порядку. Так возникли «понятия», «смотрящие», и прочее. Даже в тюрьмах люди стремятся избежать бардака. А «торпеды» были и будут до тех пор, пока у человека есть выбор, кем ему быть, человеком, или «бродячей собакой». Те ребята, что решились ограбить уважаемого журналиста, очевидно, полагали, что из-за беспорядков в городе полиции теперь не до них. Они, в общем-то, показали, что будет, если в стране наступит «беспредел».