Блоги 9 фев 2021 2044

​Тенденции недели: «Полярная звезда» Бато Семенова

© фото: Владимир Ширапов

Есть одна интересная история в биографии Бато Семенова, известного бурятского политика и управленца. Однажды, будучи директором совхоза «Михайловский» он выехал в Монголию. И, благодаря той поездке его недюжинный управленческий талант впервые блеснул на уровне Бурятии. Было ему тогда всего 26 лет. А далеким отголоском той истории стало знаменательное событие: накануне Бато Семенову вручили одну из высших наград Монголии, орден «Полярная звезда».

Сын за отца

Этой истории могло и не быть, поскольку Бато Семенов по окончании школы планировал поработать в родном колхозе, отслужить в армии и поступить в медицинский институт. Но, в судьбу сына вмешалась мать. После разговора с матерью Бато Семенов принимает решение поступить на экономический факультет Бурятского сельскохозяйственного института, и спустя много лет будет признан одним из лучших выпускников этого ВУЗа.

Отец Бато Семенова, Цырендондок Семенов создал, и долгое время возглавлял колхоз «Знамя Ленина» в Мухоршибирском районе, одно из крупнейших и наиболее успешных аграрных хозяйств Бурятии тех лет. Легендарный председатель мог сделать блестящую карьеру в управленческой сфере, его лично знал и высоко ценил сам Андрей Урупхеевич Модогоев. Но, будучи человеком честным и простым, он взял в жены девушку из семьи репрессированных, и был вынужден забыть о карьере управленца. Но никогда об этом не жалел.

Была у отца Бато Семенова золотая мечта, которую он так и не успел осуществить. Он мечтал построить настоящий город-сад на месте нынешнего села Хошун-Узур, с благоустроенными домами, предприятиями, филиалами учебных заведений.  Генеральный план застройки центральной усадьбы колхоза «Знамя Ленина» был утвержден на заседании Совета Министров Бурятской АССР.

План предусматривал сроки начала первой очереди строительных работ в первом полугодии 1969 года. Подготовка проектных решений  была поручена бурятскому филиалу «Красноярскгипросовхозстрой», а генеральным  подрядчиком был определен «Бурятмежколхозсторой».  Бюджет проекта составлял пять миллионов рублей, по тем временам огромные средства. Работы планировалось завершить в 1975 году. 

Цырендондок Семенов успел завершить первую очередь этого проекта, согласно которой были построены новая двухэтажная школа, МТМ, административное здание правления колхоза, проведены мероприятия по озеленению и благоустройству села. В октябре 1972 года председателя не стало, и проект так и не был реализован в задуманных масштабах. Его младший сын Бато Семенов потом не раз будет отмечать: «мама убедила меня поступить на экономический факультет БСХИ в надежде, что когда-нибудь я смогу осуществить мечту отца».

Выбор Бато Семенова

- Тонкости профессии в годы учебы нам раскрывали настоящие профессионалы своего дела, опытные экономисты Алексей Григорьевич Ральдин, Леонтий Владимирович Власов, Николай Батович Михеев, - рассказывает Бато Семенов. - Это были люди с большим стажем работы на руководящих должностях. И работали они с нами творчески, разбирали много примеров из практики, делились своим управленческим опытом.    

Особое уважение я испытывал к педагогам по высшей математике Светланой Лыгденовной Цыреновой и Петром Николаевичем Тыжебровым. Петр Николаевич удивительно легко раскрывал сложные темы, и потому практически никогда не проверял домашних заданий. Светлана Лыгденовна напротив, спрашивала жестко и досконально, и подружился я с ней при весьма забавных обстоятельствах.  

Дело в том, что преподавать нашей группе Светлана Лыгденовна начала не сразу. Учеба на первом курсе давалась мне легко, я получал повышенную стипендию, и взял в моду прогуливать лекции по математике, поскольку был уверен, что все равно сдам. Я ходил в кино, гулял по городу, в общем, интересно проводил время. Не знаю, чем бы все это закончилось, но неожиданно семинары по высшей математике у нас начала вести Светлана Лыгденовна. Так уже на первом курсе я едва не завалил зачет по любимому предмету и получил тройку.

К счастью, Светлана Лыгденовна сразу поняла, что в математике я силен, просто немного избалован, и буквально взяла меня в ежовые рукавицы. Она задавала мне на дом настолько сложные задания, что на первых двух курсах у меня просто не было времени ходить в кино и пить пиво с однокурсниками. Передо мной стоял выбор, либо уважение педагогов, либо студенческие вечеринки. Я выбрал первое.  

Туда, где страшно…

После окончания института Бато Семенова  рекомендовали на должность экономиста в объединение «Бурятсельхозхимия». Это было одно из подразделений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Бурятской АССР, которым в те годы  руководил Анатолий Дамдинович Моглоев.

Уже спустя пять месяцев молодой экономист занял должность руководителя группы труда и зарплаты планово-экономического отдела, и добился, чтобы  работникам предприятия начали выплачивать положенные им 40 процентов премиальных. Это был весьма рискованный поступок, поскольку темпы роста заработной платы в те годы не должны были превышать темпы производительности труда.

- Вскоре на предприятие нагрянула ревизия из Москвы, - вспоминает Бато Семенов, - проверка была жесткой. Я сопровождал ревизоров в поездках по районам. Затем Анатолия Дамдиновича и меня заслушали на заседании Госбанка, председателем которого в те годы был Алексей Алексеевич Вязинский. Нарушений ревизоры не выявили, и фонд заработной платы предприятия вырос.

Судьбоносным для Бато Семенова стало знакомство с Маратом Галдановичем Намсараевым, будущим министром финансов Бурятской АССР и основателем «Байкал Банка», а тогда председателем райисполкома Закаменского района, и с Сергеем Ламажаповичем Гатаповым, первым секретарем Закаменского райкома КПСС.

В должности заместителя председателя агропромышленного объединения Закамны Бато Семенов отвечал за внедрение в хозяйствах района метода хозяйственного расчета, справился с этой задачей и спустя год был назначен на должность директора совхоза «Михайловский». И в первую же осень молодой директор столкнулся с проблемой нехватки кормов.

- В те годы скота в Бурятии было много, и многие хозяйства были вынуждены завозить корма из Монголии, - рассказывает Бато Семенов. – Той осенью меня включили в состав делегации в Монголию. Руководителем делегации был один важный чиновник из Минсельхоза. Багажник нашей машины был полон презентов для деловых переговоров. Однако вскоре все припасы были израсходованы, а ни одного договора по поставкам кормов мы не заключили. В итоге руководитель  делегации объявил нам, что ничего не вышло, поскольку один нерадивый монгольский чиновник даже слышать не желает о наших бедах.

Для меня происходящее означало одно – катастрофу. И я пошел «туда, где страшно», прямиком к тому «нерадивому» монгольскому чиновнику. Это была госпожа Булган, очень приятная интеллигентная женщина средних лет, строгая, но справедливая. Причиной ее строгости к нам стали проблемы с документами с Минсельхоза республики, и мне пришлось оформить договор на поставку всего объема кормов в Бурятию на совхоз «Михайловский». Всю следующую зиму многие хозяйства республики возили корма из Монголии по нашей доверенности. Так началось мое сотрудничество с монгольскими коллегами, которое длится до сих пор.

Полярная звезда

Всего за три года Бато Семенов вывел совхоз «Михайловский» из отстающих хозяйств в передовики производства района. Затем он стал одним из самых молодых, и в то же время одним из самых прогрессивных глав района в Бурятии. Закамну он, кстати, принял в тяжелейший переходный период, когда рухнул Советский союз, и разруха началась по всей стране.

Будучи министром сельского хозяйства и продовольствия Бурятии, Бато Семенов собрал команду талантливых управленцев, и всего за 8 месяцев вывел аграрную сферу Бурятии из состояния угасания в статус набирающей обороты. Избравшись в Госдуму он сумел включить в федеральные адресные инвестиционные программы около 30 важных для Бурятии объектов, в их числе дом для инвалидов-колясочников, строительство Русского драматического театра, капитальный ремонт Бурятского театра драмы, спортивный комплекс БГСХА и многое другое.  

- Полярная звезда – это путеводитель для кочевника в степи, - отмечает Бато Семенов, - потому этот орден для меня очень символичная награда. Так получалось, что всю свою жизнь я выбирал наиболее сложные пути, не потому что мне так хотелось, так подсказывали обстоятельства, обязательства, совесть. Эти пути меня раскрывали как личность, как управленца, и сегодня я ни о чем не жалею. Тот случай с госпожой Булган в Монголии стал для меня определяющим. Я  представил себе тогда, что будет, если мы вернемся домой ни с чем. Мог отступить, никто бы меня за это не осудил. Но и жизнь моя тогда сложилась бы совсем иначе.

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ

Фото: Владимир Ширапов