Блоги 1 мар 2021 729

​Тенденции недели: «Детские игры»

© фото: pixabay.com

В Бурятии, как впрочем, и по всей России наблюдается рост инцидентов, которые  имеют «детские корни». Причем, на один резонансный конфликт с участием детей приходятся сотни аналогичных случаев, о которых обычно умалчивают. Так в нашем обществе из поколения в поколение копятся и зреют особые последствия. Любые проблемы в уме ребенка воплощаются в его играх. И он будет «играть» до тех пор, пока в  душе не уляжется тревога.

Детское одиночество

Накануне проблема тревожности у детей стала главной темой единого родительского собрания Бурятии. Это мероприятие провели в режиме онлайн. Спикерами собрания выступили клинический психолог Елена Хамаганова и главный психотерапевт Минздрава Бурятии Светлана Лубсанова.

Детская тревога состоит из множества эмоций, ключевой из них является страх. По словам специалистов, страх – это ощущение, которое помогает ребенку взрослеть. Есть даже такое понятие – возрастные страхи, начиная с первых страхов в младенчестве и заканчивая извечным страхом одиночества. Детские психологи выделяют четыре основных фактора, которые влияют на развитие детских страхов: эмоциональный опыт, генетика, семейное воспитание и влияние школы.

Раньше считалось, что ребенок перерастает свои детские страхи. Лишь сравнительно недавно специалисты в области воспитанияпризнали и стали говорить о том, что детские страхи имеют свойство откладываться и зреть, а точнее вызревать, порою, уже во что-то непоправимое.

- В наше неспокойное время и родители, и педагоги должны быть очень  внимательными к детской тревожности, - отмечают организаторы единого родительского собрания, -  ребенок не должен оставаться наедине со своими страхами.Поскольку, таким образом, зреет особое детское одиночество, которому подвержены дети всех без исключения социальных слоев. Человек, привыкший к внутреннему одиночеству, обычно, не считает нужным быть полезным обществу.

До поры до времени

Наиболее частое последствие внутреннего одиночества, это скрытая агрессия, отмечают психологи. Причем в целом агрессия и злость — такие же нормальные и естественные эмоции, как и все остальные. Они, как и страхи,  помогают взрослеть, до поры до времени.

Проблемная агрессия возникает, когда желания ребенка не соответствуют имеющимся возможностям. У детей таких ситуаций особенно много: хочется всё попробовать, научиться делать самостоятельно, но не получается и все тут. Тут бы взрослым вмешаться и помочь, или объяснить. Но не всякий взрослый человек понимает, как быть со своей агрессией. Чего уж о ребенке говорить. Агрессия, как и детские страхи, имеет свойство откладываться и созревать. Особенно быстро, и в то же время незаметно агрессия зреет в уме ребенка, увлеченного компьютерными играми.

Кстати, новой тенденцией в развитии современных видов спорта стал так называемый ActionAir, очень молодой вид спорта, который просто стремительно набирает популярность в России и странах СНГ. Это подвид практической стрельбы, что не требует особого оборудования и помещений. Тир можно организовать, например, в рекреации школы, мишени передвигаются, стрельба ведется из пневматики, очень быстро, как в кино. Наверное, потому особой популярностью этот вид спорта пользуется среди детей.

- Этот вид спорта не только помогает развить ловкость и реакцию, - говорят спортсмены ActionAir, - но и с детства учит безопасному обращению с оружием. Это особенно важно на фоне имеющих место быть атак в учебных заведениях, как в России, так и во всем мире. Этот вид спорта учит подростков проявлять силу оружия в спорте, а не в агрессии к сверстникам. Дети, которые приходят в ActionAir, меняются на глазах, становятся спокойными, выдержанными, умиротворенными. Только в тире начинаешь понимать, сколько в тебе на самом деле всего скрытого.

Черта невозврата

- Как-то раз я увидела у знакомой девочки царапину на кисти руки, - рассказывает Евдокия Федорова, учитель из Якутска, - было очевидно, что шрам от этой ранки останется на всю жизнь. На вопрос, где она так покалечилась, я получила ошеломивший меня ответ. Оказалось, что у школьников появилась новая забава: испытуемого царапают ногтями в одном месте, пока он не назовет, скажем, имена 20-ти писателей! Пока ребенок вспоминает имена писателей, ногти друзей продолжают царапать выбранное место до полного стирания кожи.

Еще раньше, будучи «без году неделю» классным руководителем 8-го класса, я стала косвенной жертвой одной из таких игр. Ученик-новичок привез из своего села «игру» в удушение, для чего требовалась лишь бельевая веревка. В определенном положении тела веревка стягивалась и нажимала на сонную артерию, и ребенок «засыпал». А потом его будили другие участники «игры». Так вот этот ученик-новичок в итоге сам стал жертвой этой «игры». Когда он «уснул», младший братишка, третьеклассник, побежал играть и забыл его разбудить. Подросток так и не проснулся...

Любые проблемы в уме ребенка воплощаются в его играх. Именно ощущение тревоги от скрытых и неразделенных переживаний со всеми ее последствиями порождает в нем привычку кспонтанности, склонности к необдуманным поступкам. Это ощущение не проходит с возрастом. Кто-то это просто переживает и отпускает, благодаря внимательным родителям, педагогам или наставникам в спорте. А кто-то продолжает «играть», пока в душе не уляжется тревога.

В этом плане примечательно поведение виновника недавней нашумевшей трагедии в Улан-Удэ. При задержании пьяный в стельку лихач, по вине которого погибли дети, демонстративно перечислял все статьи, по которым отбывал сроки, и в целом вел себя как нашкодивший трудный подросток, преисполненный обид на свою судьбу. Спустя несколько дней, уже протрезвев и, видимо, осознав последствия своего поступка, он так и не нашел в себе силы посмотреть в глаза журналисту, который задавал ему вопросы. Все, что он смог выдавить из себя тогда, это «очень сожалею!», тоном человека, который сам того не понимая переступил черту невозврата.

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ

Фото: pixabay.com