Блоги 19 мая 2021 2231

Тенденции недели: Страницы истории Бурятского лицея №1

Эту школу учредили спустя год после Победы

Эту школу учредили спустя год после Победы. Ровно 75 лет назад, в апреле 1946 года было принято Постановление Совета Министров СССР об открытии в Улан-Удэ бурятской средней школы с интернатом на 200 мест, для учащихся 8–10-х классов. Затем, уже в августе того же года вышло Постановление Совета Министров БМАССР «Об организации средней школы и интерната для учащихся-бурят». Так началась история уникального в своем роде образовательного учреждения, которое сегодня известно как Бурятский лицей-интернат №1.

Школа единения

- Я, улусный парень, сполна испытавший тяготы колхозного труда в годы войны, осенью 1947 года приехал учиться в Улан-Удэ, в школу-интернат, организованную для детей из бурятских деревень, - вспоминает Ким Тихонович Боржонов, выпускник 1950 года, кандидат экономических наук,  эколог, старший научный сотрудник БНЦ СО РАН, - тогда это была школа №18. Дети голодных, разорённых войной бурятских улусов получили возможность учиться в городе, в бурятской школе под руководством замечательных учителей, профессионалов своего дела. Мы, конечно, тогда не думали о том, что в наших классах куется будущая элита бурятского народа. Нас просто учили неравнодушные люди, учили тому, как быть полезными для общества, помогали нам расширить свои интересы, мировоззрение, углубить знания…

Бурятская школа №18 открыла свои двери 15 октября 1946 года. Это была первая национальная школа-интернат Бурятской АССР для детей из районов республики и соседних национальных округов. Располагалась она в трехэтажном каменном здании по улице Бабушкина, 24.

На 1 этаже разместили библиотеку, столовую, кухню, прачечную, два классных кабинета, и одну комнату под общежитие для учащихся 11 класса. На втором этаже находились 10 классных комнат, учительская, бухгалтерия, кабинеты директора, врача, физики, биологии, химии. На третьем этаже – 12 комнат, из них 8 – жилые помещения на 200 человек. В комнатах жили по 18–20 учащихся.

- Первая волна учеников из числа подростков послевоенного периода была  уставшей, изможденной, абсолютно не готовой к учебе по общей советской программе, - добавляет Павел Степанович Дырхеев, выпускник 1947 года, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры Бурятской АССР, - и все же в нашем классе, например, учителя смогли выпустить 6 человек из 17 прибывших на учебу. По тем временам это был весьма серьезный результат. Прибывшие из разных регионов и школ, с Иркутской, Читинской областей, улусов Бурятской АССР, с различным уровнем подготовки, порою и вовсе без нее, мы, первые выпускники, не уставали восхищаться эрудицией и мастерством наших учителей. Мощное и сильное воздействие школы, прекрасных учителей на наши сердца и души было необыкновенным и впечатляющим.

Время вперед!

Четвертая пятилетка 1946-1951 ставила перед собой самые амбициозные цели, не просто достичь, превзойти довоенный уровень, как в промышленности и сельском хозяйстве, так и в социальной сфере, включая народное образование. В послевоенное развитие Бурятии за две пятилетки было вложено около 1.7 миллиардов рублей.

- С каждым годом увеличивалось число детей, желающих учиться в старших классах, - рассказывает Валентина Дашиева, заведующая музеем РБНЛИ №1, - если в 1948–1949 учебном году во всех десяти бурятских средних школах республики в 8–10-х классах обучалось 379 бурят, то в одной бурятской школе №18 – 206 юношей и девушек. В те трудные послевоенные годы Министерство просвещения республики проявляло последовательную заботу о новой школе, о ее кадрах: создавалась современная учебно-материальная база для обучения и воспитания детей.

Бурятская средняя школа №18 получила известность в республике благодаря высокому уровню подготовки выпускников по математике, физике, биологии, химии, родному, русскому и французскому языкам. И сегодня выпускники и учителя тех лет добрым словом вспоминают первых директоров: Агафью Антроповну Башкуеву (август 1946 по март 1948 гг), отличника народного просвещения РСФСР Еремея Багдуевича Балтахинова (март 1948 – август 1952), Заслуженного учителя БМАССР Дугар-Цырена (Николая) Цыреновича Добжаева (август 952 – март 1958).

Организаторами учебно-воспитательного процесса были Жан Александрович Бальжино, отличники народного просвещения РСФСР Полина Григорьевна Дугаржабон (Петрова), Софья Иннокентьевна Хазагаева. Они дали хороший старт школе, сумели создать работоспособный педагогический коллектив.

- Учитель географии Софья Иннокентьевна Хазагаева умела дать детям глубокие и прочные знания по-своему довольно сложному предмету не взирая на уровень подготовки учащихся, - рассказывает Валентина Дашиева. - Грамотно писать и излагать свои мысли учил Дмитрий Петрович Егоров, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель БМАССР, бывший капитан Советской Армии, человек большой педагогической культуры, знаток бурятского и русского языков, прекрасный литературовед.

Любовь к математике раскрывали ученикам знаменитые отец и сын Арон Павлович и Яков Аронович Подашевы. Оба были заслуженными учителями Бурятской АССР и РСФСР. Учитель физики Иннокентий Иннокентьевич Тяжелов учил применять знания на практике, причем, особое внимание он уделял тем, кому трудно давался предмет. В конце учебного года все его ученики неизменно сдавали экзамены на «4» и «5». 

Мастер педагогического труда, учитель биологии Елена Глебовна Протасова умела расположить к себе учеников своим природным обаянием и высоким интеллектом. Много времени посвящала своим ученикам и учитель бурятского языка Жалма Шагдыровна Будаева. Она сумела раскрыть ученикам красоту родного языка. 

Педагог спортивно-массовой и военно-спортивной работы Даниил Филиппович Дужик сумел привить первым поколениям учеников школы любовь к спорту. В городских спортивных соревнованиях по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, лыжам и в эстафете на призы газеты «Правда Бурятии» школа шла в тройке лидеров. 

С чувством глубокой благодарности вспоминают выпускники учителей Екатерину Прокопьевну Бурдуковскую, Надежду Алексеевну Ободоеву (химия), Ксению Васильевну Даниленко (французский язык), Нину Константиновну Дырхееву (география), Татьяну Григорьевну Тоглоеву (математика), Агнию Богдановну Бураеву (физика), Валентину Иннокентьевну Иванову (история), Хандаму Дугаровну Дамдинову (бурятский язык и литература) и многих других.

Особое внимание руководство школы уделяло вопросам развития художественной самодеятельности, воспитания эстетических вкусов. В те далекие послевоенные годы руководителями кружков эстетического направления были заслуженные деятели искусств Фёдор Сергеевич Иванов, Буда Николаевич Вампилов, Жигжит Абидуевич Батуев, Чойжи-Нима Генинович Генинов, Виталий Аншлефович Ниманд.

В сентябре 1951 года на базе школы открылся 11 педагогический класс, после окончания которого выпускникам выдавалось свидетельство «учитель начальной школы». С 1951 по 1955 год было сделано 4 выпуска этого класса. За две пятилетки с 1946 по 1956 годы школу №18 окончили 425 человек. Почти все те выпускники сумели получить высшее образование в разных городах Союза. Так Бурятская школа №18 стала кузницей национальных кадров, колыбелью элиты бурятского народа.

Школа жизни

- В 1956 году школа №18 была реорганизована в образовательное учреждение нового типа – школу-интернат №1 с контингентом учащихся в 480 человек, - продолжает свой рассказ Валентина Дашиева. - Тогда же впервые был открыт набор в классы начального обучения. Школа стала вторым домом для детей из малообеспеченных, многодетных семей, а также детей работников сельского хозяйства со всех районов Республики Бурятия и автономных бурятских округов. Причем – домом родным!

Приказом Министерства просвещения Бурят-Монгольской АССР первыми учителями начальных классов школы нового типа были назначены Серафима Бадмаевна Бодиева, Чимит Раднаевна Ямпилова, Даша-Нима Цыбикович Доржиев, Дамба Дампилович Дондоков.

Школа-интернат №1 размещалась в четырех зданиях – в Советском и Октябрьском районах города, что затрудняло работу коллектива, ведь интернат полностью брал на себя организацию быта и жизни, учебы и отдыха детей с 1 по 11 класс.

- Принял 4-й класс. Начальные классы были за Удой, недалеко от 20-й школы, занимали каменное типовое здание. Учились и жили там же, - вспоминал Дамба Дондоков. - Для нас, учителей начальных классов, самым трудным был начальный, организационный период школы-интерната. Воспитатели появились не сразу, и с самого раннего утра до позднего вечера без перерыва на отдых неотлучно работали с детьми именно мы, учителя. Работали самоотверженно и с большим энтузиазмом, хотя мне и моему товарищу Даша-Ниме Цыбиковичу едва исполнилось двадцать лет…

Затем в школе появился нулевой класс, учителем которого стала Матрена Ананьевна Худаева. В августе 1958 года добавился еще один нулевой класс, учителем пришла работать Мария Гармаевна Доржиева, заслуженный учитель РБ, отличник народного просвещения РСФСР.

С переездом в сентябре 1960 года в новое здание по улице Чертенкова, 30 начался целенаправленный поиск оптимального варианта организации учебно-воспитательного процесса школы-интерната. Спустя всего три года, в 1963 году опыт работы педагогов школы-интерната №1 начали изучать в Институте усовершенствования учителей БМАССР.

К тому времени школа уже два года была универсальным образовательным центром с производственным обучением по специальностям: токарь, электрослесарь, обмотчик, электросварщик и швея. Базами производственного обучения стали цеха Улан-Удэнского ЛВРЗ, школьные токарные, механические мастерские и швейная фабрика «Туяа». Завучем по производственному обучению работал учитель физики Доржи Молонович Бурхинов, ныне кандидат педагогических наук.

Жизнь интерната бурлила и кипела под чутким руководством старшего воспитателя Елены Михайловны Тармаевой, именно она заложила основы жизни и быта в интернате так, чтобы дети не чувствовали оторванности от дома, всегда старалась поддержать, дать детям родительскую ласку и заботу. В школе активно развивалась единая структура ученического самоуправления. Для этого были разработаны единые требования к воспитанникам по самообслуживанию и организации общественно-полезного труда.

Уникальный опыт работающих педагогов коллектива позволил открыть на базе школы научно-методическую лабораторию под руководством учителя-методиста, отличника народного просвещения РСФСР Кирилла Андреевича Олзоева. Целью деятельности лаборатории являлось сохранение и претворение в практику лучших методических разработок по совершенствованию образовательного процесса в бурятской национальной школе. В итоге 38 выпускников Бурятского лицея-интерната №1 стали золотыми медалистами, 76 выпускников – обладателями серебряных медалей. Около 100 выпускников РБНЛИ№1 стали учеными, профессорами, кандидатами и докторами наук. И просто бесчисленное множество выпускников стали врачами, милиционерами, инженерами, учителями, артистами, и просто достойными людьми.

- То, что сегодня имеет Бурятский лицей-интернат №1 – это частицы душ и сердец всех тех педагогов и воспитателей, что трудились в этом учреждении, - отмечают ветераны РБНЛИ, - сколько энергии, фантазии, любви, умения, мастерства было отдано этому детищу! Какие искренние, великие люди стояли у истоков зарождения этой школы! Они создали уникальную школу, которая спустя годы станет не только кузницей кадров, колыбелью элиты бурятского народа, но и одним из основных центров сохранения и дальнейшего развития бурятского языка.

В статье использованы материалы из книги, посвященной юбилею РБНЛИ №1

Автор: Записал Болот ШИРИБАЗАРОВ

Фото: В статье использованы материалы из книги, посвященной юбилею РБНЛИ №1