Блоги 26 мая 2021 2134

​На катере по Селенге: в Улан-Удэ открывается сезон речных прогулок

© фото: pixabay.com

Это будет второй сезон для давно забытого рода услуг и развлечений.

Новое поколение даже не знает, что главная речная артерия Бурятии и основной приток Байкала была когда-то судоходным вплоть до границы с Монголией. В Усть-Кяхте стояли бакены - плавучие знаки, обозначавшие фарватер, а из соседней страны на баржах  завозили скот. И не только. В основном товары из Китая - чай, далембу и прочее.  Из криминальной хроники газеты «Бурят-Монгольская правда» за 1923 год: «Во время последнего рейса парохода «Кооператор» таможенники произвели внезапный осмотр пассажиров. Несмотря на то, что часть товаров успели выбросить за борт, удалось задержать контрабанды на сумму 2220 рублей золотом».

Столица республики стоит на месте слияния двух больших рек и обладает протяженной береговой линией. И каково же состояние реки вдоль набережной? В облагороженном состоянии и виде, удобном для пешеходных и велосипедных прогулок,  она тянется от удинского моста по правую сторону по течению Уды до устья и далее по Селенге до ТРЦ «Пионер».

В районе автовокзала на улице Советской и располагался исторически причал, откуда отходили прогулочные суда. В том числе и двухпалубный катер «Москва». На нём и других катерах горожане прогуливались по реке вплоть до наступления 90-х, когда весь пассажирский флот забрали иркутяне. Ныне катер «Москва» ходит по Ангаре.

Отсутствие судоходства и стало первопричиной нынешнего запустения на Селенге. Необходимость расчищать русло от наносов исчезла, и за 30 лет на реке образовался целый архипелаг. Если вы прогуляетесь по набережной, то увидите стаи диких уток. Они облюбовали заросшие тальником острова и,  видимо, уже приступили к выводу потомства. А что, времени у них в обрез, а тут неплохая кормовая база!

Это в основном кряквы, возможно, есть и чирки. Острова  изрядно замедлили течение, здесь теперь хорошо чувствуют себя водные растения и живность. Наносы, в основном, это «дело рук» Уды, и поэтому именно рядом с ее устьем бесконтрольно растут острова. Ведь дальше, ближе к острову Комсомольскому, на собственно Селенге нет таких островов. Говорят, что из-за этого, если посмотреть с высоты на Уду, она выглядит чёрной, а Селенга  - коричневой. 

В начале 90-х улан-удэнский пляж был как раз в районе устья Уды и чуть ниже от неё, метров на двести по течению Селенги. Вот там-то и тусовались городские любители пляжного отдыха. Ныряли в реку, которая сразу уходила в глубину, и после заплыва ложились на спину и сплавлялись, глядя на облака до причала - пришвартованной баржи. Там поднимались на набережную и пешочком возвращались на девственно чистый пляж.

Ныне городские власти намерены привести в порядок набережную. Но, очевидно, что без расчистки русла Селенги от вновь образовавшегося наносного архипелага не обойтись. В настоящее время этим занимается Байкало-Селенгинский район водных путей и судоходства (БСРВПиС), относящийся к Федеральному агентству морского и речного транспорта РФ. У них есть земснаряды и баржи для вывоза песка и гравия. Однако, федералы обеспечивают судовой  ход или фарватер для движения судов лишь до затона в районе речного порта. Это в районе Народного рынка. Всё, что выше,  к их компетенции не относится.

Дело в том, что судоходство на Селенге потеряло своё хозяйственное значение. В том числе и вследствие развития железнодорожного, а главное - автомобильного транспорта. Сегодня судоходство привлекательно в основном с точки зрения развития туризма и развлечений.  Для этого же нужна и красивая набережная с видом на водную гладь. Сейчас нечем любоваться на Селенге и Уде в городской черте. Заросшие тальником берега, копошащиеся в кустах бомжи, пластиковый мусор, развалины Силикатки и Стеколки. Хотя, может быть, эти руины могут иметь туристическую перспективу -  как экскурс в историю индустриальных гигантов СССР.

Сегодня же организатор речных прогулок по Селенге Илья Фёдоров предлагает вояж на катере до Поселья, откуда открывается живописный вид на столицу республики. Напомню, что есть туры на плотах от Новоселенгинска до Байкала, катамаранах и байдарках от Омулёвки до Улан-Удэ. Как говорится, большому кораблю - большое плавание…

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: pixabay.com