В романе Джорджа Оруэлла «1984» есть персонаж,недремлющее и всевидящее око которого следит за всеми. Имя этого персонажа стало нарицательным и крайне актуальным в мире, начинённом видеокамерами, смартфонами и другими гаджетами, социальными сетями, мессенджерами, дронами и прочими наворотами современной цивилизации. Собрать информацию о конкретном человеке не составляет труда. Но, как и в любой ипостаси человеческой деятельности, использование техники может приносить как вред, так и пользу…
На днях члены Общественного совета при МВД РБ посетили Центр автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения. Сокращенно ЦАФАП ГИБДД
МВД по РБ. Так вот сотрудники Центра как раз и осуществляют контроль за обстановкой на дорогах через видеокамеры. На сегодня эта система фото-видеофиксации в республике включает в себя 189 стационарных комплексов (в т.ч. 92 прибора в г.Улан-Удэ) и 29 передвижных комплексов (в т.ч. 22 приборов в г.Улан-Удэ). Они работают в автоматическом режиме, в любое время дня и суток, и при любой погоде. К тому же техника беспристрастна, к ней ни с чем не подкатишь, будь ты хоть друг или брат.
Итак, по итогам работы за восемь месяцев текущего года возбуждено 297422 дел об административных правонарушениях. Проще говоря, столько раз камеры фиксировали нарушения ПДД, совершённыхводителями. По сравнению с прошлым годом их количество выросло на 35%. Связано это с соблюдением в 2020 году длительного карантина в связи с КОВИД-19.
В основном, конечно, идёт превышение установленной скорости движения, это в 83,14% случаев. Работа камер серьёзно повлияла на дисциплину водителей. Когда тебе приходит заказное письмо с фотографией твоего автомобиля, так сказать, взятого с поличным и срочно нужно раскошелиться, это заставляет призадуматься. И страх вновь быть пойманным, поневоле застревает в подсознании. Могу сослаться на собственный пример. Водительский стаж у меня с 1989 года и в молодости, да, любил прокатиться с ветерком. Мне тогда нравился «спортивный» стиль вождения. Однако, со временем логично пришел к «пенсионерскому» стилю езды. Никуда не спешу, соблюдаю скоростной режим. В городе 60 км/час, на трассе за городом: 90 – 100. Другое дело, что иногда всё же набираешь скорость,сам того не замечая, а всё потому, что машины теперь такие. Лёгкие на подъём. Это тебе не советские «копейки» и «москвичи».
Насчёт скорости на трассе. Иногда появляется спортивный азарт и поневоле втягиваешься в гонку. Не стоит. Лучше держать 90 – 100 и также примерно доберёшься до пункта назначения. К тому же высокоскоростная езда и частая смена скоростного режима изрядно изматывает. В этом-то и преимущество «пенсионерского» стиля перед другими стилями.
Раньше не давала разогнаться и система,устанавливающая среднюю скорость движения на отрезке пути. Например, она была установлена на трассе Улан-Удэ – Курумкан. Но, сначала в Бурятии, решением Верховного суда республики, а затем и по всей стране эта практика была отменена.
Штрафы за нарушения идут в Дорожный фонд республики. За прошлый 2020 год наложено штрафовна 223 млн рублей, а фактически поступило 170 млн. Почему такая разница? А это связано с 50%-й скидкой на уплату штрафа в течение 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении. Разумеется, наиболее злостные нарушители пытаются обойти систему,заменяя номера, видоизменяя их, либо вовсе снимая номера. В случае поимки им грозит штраф в пять тысяч рублей или лишение права на вождение сроком до шести месяцев.
Как видно, есть три очевидных плюса от применения камер на дорогах. Это соблюдение скоростного режима, а значит и снижение количества ДТП, в первую очередь наездов на пешеходов. Второе, это деньги на ремонт дорог, что опять же ведёт к снижению количества ДТП. И третье, эта система позволяет выявить другие серьёзные преступления. Например, те же угоны автотранспорта.
Республиканские власти прекрасно понимают необходимость развития и содержания системы видеонаблюдения. В текущем году из бюджета Бурятии запланировано на это выделение 55,16 млн. рублей. В том числе на почтовые расходы, содержание и обслуживание камер и техническую поддержку программного обеспечения системы видеонаблюдения.