Блоги 6 окт 2021 899

Институт предков: Молодой мастер из Бурятии рассказал о том, как обрёл своё призвание  

Социальные сети - это не обязательно плохо. Именно в сетях мы часто находим очень интересные истории. Одна из таких историй - о молодом художнике, что собрал группу единомышленников, организовал мастерскую «Batonimaev S» и начал возрождать дацаны

Социальные сети - это не обязательно плохо. Именно в сетях мы часто находим очень интересные истории. Одна из таких историй - о молодом художнике, что собрал группу единомышленников, организовал мастерскую «Batonimaev S» и начал возрождать дацаны. Его команда еще в начале своего творческого пути, но уже показывает или демонстрирует зрелое мастерство. Оно и неудивительно, абы кому возрождать дацаны не доверят. 

Умение раскрываться 

- Мне теперь часто говорят о том, что я нашел себя, обрел свое призвание, - рассказывает Самбу Батонимаев, основатель мастерской «Batonimaev S», - слышу это и от друзей, родных. Соответственно, нередко стали спрашивать о том, как мне удалось найти свое место в жизни. С одной стороны - приятно, когда результаты твоей работы начинают ценить. Но и о том, что все это пока авансы, тоже не забываю. То направление, которое мы выбрали с моей командой, требует постоянного и непрерывного развития. Мы пока прикоснулись лишь к одной из граней буддийской архитектуры, это особое искусство, где все время нужно раскрываться и раскрывать. 

Умение раскрываться и раскрывать мне привил мой отец. Мои родители педагоги, работали учителями в школе. Мы всегда жили хорошо, даже красиво, я бы сказал, и все это «хорошо и красиво» было сделано руками моего отца. Он же стал моим первым и главным наставником в творчестве. Уже в детстве было очевидно, что мне суждено быть художником. Но понял я это, как часто бывает, не сразу. Учился в институте, пытался заниматься бизнесом, даже в Южной Корее поработать успел. 

Однако, где бы я ни работал прежде, чтобы я ни делал, все это мне нужно было сделать непременно своим почерком. А когда ты вкладываешь душу в то, к чему душа не лежит на самом деле, начинают обуревать сомнения, появляется чувство недовольства собой. Чтобы не испытывать эти чувства, я в итоге пришел к тому, с чего начинал. А начинал я с изготовления алтарей в мастерской моего отца. 

Работа как призвание 

- Сейчас мы возводим новый алтарь Баргузинского дацана Богини Янжимы, - продолжает свой рассказ Самбу, - и это наш первый самостоятельный большой проект, без участия других команд. Чтобы заслужить такое доверие, нам пришлось пройти нелегкий путь. 

Моя первая мастерская располагалась в гараже. Это было тесное, темное и холодное помещение, где развернуться-то было сложно. Вместе с отцом в том гараже мы начали делать первые небольшие алтари. Работали без выходных, с утра до позднего вечера, поскольку не было оборудования и делали все вручную. Даже самых необходимых инструментов не хватало. Все покупалось понемногу, постепенно. Помню, когда купил свой первый станок  с накопленных денег, готов был прыгать до потолка от радости. 

Когда только начинал, были и «пораженческие» настроения, все хотелось бросить, устроиться на «стабильную» работу и не париться. Размениваться на банальщину изначально не планировал, а хороших, действительно творческих заказов поначалу было очень мало. Устоять помог жизненный опыт, понимал уже, что стабильность - это заслуга, заработанная потом и кровью.

Так со временем построил свою домашнюю мастерскую, где почти 4 года работал один. Дела шли неплохо, и все устраивало до тех пор, пока не пришло понимание, что для больших и серьезных проектов подрядчики - не вариант. Нужна команда единомышленников! Сегодня у меня есть свой столярный цех, есть все необходимое оборудование, есть команда и большие планы на будущее.

Планы на будущее 

- Команда единомышленников - это когда каждый на своем месте, - делится опытом Самбу, - и никто не боится перетрудиться, и уж тем более не пытается выехать за счет других. Такие ребята подтягивались постепенно. Например, с Арсаланом и Баиром я познакомился при реставрационных работах в Агинском дацане. Арсалан и пригласил меня на те работы, репутация сработала, как говорят в таких случаях. 

Когда я начал собирать свою команду, первым делом позвонил Арсалану и Баиру. Согласие они дали без раздумий, поскольку хорошо меня знали. В команде все мы универсалы - и столяры, и художники, и резчики. Изначально планировали изготавливать авторскую мебель в национальном стиле, мы и делаем ее, когда заказывают. Но как-то все чаще и чаще нам начали доверять работу в дацанах. 

Теперь, вспоминая свое детство, я понимаю, что буддийское творчество у меня в крови. В детстве, помню, родители часто брали меня с собой в дацаны - Цугольский, Агинский, Иволгинский, и уже тогда меня восхищала их архитектура со всеми ее тонкостями. Я мог подолгу просто ходить и смотреть на все те детали, выполненные мастерами прошлого. И думал - как такое вообще возможно? 

В дацанах все делается по канону, каждый штрих в этой работе имеет свое значение. Потому руководят этими работами специальные люди, выпускники буддийских университетов. Наша же задача - услышать и выполнить даже не так, как нам сказали, а именно правильно, по канону. Когда понимаешь, что это за работа, приходит осознание ответственности перед бурятским народом, ведь то, что мы делаем, останется на века, и даже спустя очень много лет будет представлять Бурятию, ее красоту, самобытность. 

Подобные работы к тому же - это всегда обмен опытом между коллегами, причем как настоящего, так и прошлого. Мы узнаем все больше и больше о том, как наши предки работали раньше, строили дацаны, мастерили мебель, какие инструменты и приемы использовали. Этот опыт осязаем, его можно потрогать руками. А специалисты видят почерк мастера из прошлого и читают его как послание. Я это называю естественным погружением в родную культуру. А еще учебой. Я будто учусь в институте, у своих предков. 

Весь этот опыт мы планируем постепенно воплощать в наших последующих проектах по реставрации, изготовлению мебели в национальном стиле, алтарей, сундуков и многого другого. Для нас это возможность непрерывно развиваться, занимаясь своим делом, создавать новые бренды на основе опыта наших предков и представлять Бурятию, как на уровне России, так и на уровне мира. 

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ

Фото: Фото предоставлено Самбу Батонимаевым