12-13 августа под эгидой ИД «Буряад үнэн» на Ольхоне прошла историческая встреча представителей хоринских родов из Иркутской области и Забайкалья. Из Бурятии в нём участвовала делегация учёных, журналистов, бизнесменов и общественных деятелей.
Прибытие в Курму
К вечеру 12 августа мы прибыли в Курму, это село на материковой части Ольхона, и разместились на турбазе «Уянга». Одновременно с нами прибыли иркутские хори - буряты из Нукутского, Эхирит-Булагатского и Качугского районов и без промедления начали запланированный «круглый стол» по теме: «Иркутские хори и культ Хорёодой Мэргэна в Западной Бурятии».
Как ведущий, я рассказал о том, как зародилась идея организовать встречу иркутских и забайкальских хори и какие цели мы преследуем. А цель одна: впервые представить бурятскому миру иркутских хори, их кровное и духовное единство с другими хори, и тем самым вновь подтвердить единство бурятского народа. Без деления на иркутских и восточных.
Наян Наваа и гора Ягшал
Затем д.и.н. Булат Зориктуев изложил свою версию происхождения хори, а именно, что прародиной хори-бурят Наян Наваа является местность Цайдам на территории Китая. Эту общность образовали монголоязычные и тюркоязычные роды. От последних хори унаследовали тотем тюрков - Белую лебедь.
А действие известной легенды о Хоридое и его супруге Лебеди происходит на озере Сайдамтын сагаан нуур, то есть на Белом озере в Цайдаме. Далее, из Цайдама, по версии Зориктуева, хоринцы перекочевали в верховье Лены. В Верхоленье есть гора Ягшал. Её эжином (хозяином) является Хорёодой Ехэ Yбгэн, упоминается и его супруга - Хабширой Ехэ Хатан. Со временем они сместились южнее, охватив устья рек Большая и Малая Бугульдейка, остров Ольхон и восточный берег Байкала. В начале XVII века поселились в низовьях Селенги - Кударе, а оттуда ушли в другие места в Забайкалье.
Напомню, что у цайдамской версии происхождения хори Зориктуева есть немало как противников, так и сторонников. Это выяснилось в ходе дискуссии на страницах «Буряад үнэн» в 2020 г., хотя среди хоринцев сохранилось немного убедительных свидетельств по собственной истории далее XVI века.
На «круглом столе» в Курме, решительно против высказался Баир Долгоров, галзут из улуса БаянГол Хоринского района. Он предприниматель и не профессиональный историк, однако, активно интересуется историей. В развернувшуюся между ними бурную полемику вмешались другие участники, и мне пришлось настоятельно указать на регламент…
Риторический вопрос
Тут как нельзя более кстати последовал риторический вопрос от хозяина, мэра Ольхонского района Андрея Тыхеева (галзут по матери): «А я не понимаю, для чего эти встречи?» И внёс в разговор неожиданную, в данной ситуации, но совершенно обоснованную, в более широком смысле, струю: «Сегодня мы все перемешаны, и наши дети - это продукт смешения разных родов. Нужно уходить от деления на племена. От этого только вред всему нашему бурятскому народу».
Ответил ему его земляк из Качуга шарайт Георгий Имихеев (всего из Качуга прибыло четыре шарайта): «Нас хоринцев, да и вообще бурят, там осталось мало. После войны было девять хоринских деревень, сегодня все они опустели. Шесть – шарайтов и три – хоасэй. Кто разъехался, а кто живёт среди других бурят или русских. И нам, конечно, было бы очень интересно увидеть наших сородичей, других шарайтов.
Мои предки пришли в Качуг с Ольхона, с Сармы на реку Куленга. Там были привольные охотничьи угодья и раздолье для скота. Мы жили вместе с эхиритами, но всегда знали, что мы хори, что мы потомки Хорёодой Мэргэна. Ягшаал я знаю, в молодости мы на вездеходах проходили к нему со стороны Качуга. Мы там били шишку».
Шарайты, хангины и гучиты
Примерно в такой же ситуации оказались нукутские шарайты, которые жили в сёлах Шаряты, Корсунгай и Куйта. Сегодня они разбросаны по Нукутам, но вот близкие к ним хангины до сих пор компактно живут в селе Хадахан на берегу Ангары.
- Хангинов среди забайкальских хори бурят нет, - рассказали Леонид Маланов и Надежда Петрова. – Хангины считают себя коренными хоринцами и пришли в Приангарье из Монголии.
Наряду с ольхонцами мы единственные в монгольском мире островитяне - 300 лет прожили на острове посреди Ангары. Завидев лебедей, островитяне брызгали молоком и чествовали своих прародителей – Мать Белую Лебедицу и Отца Хорёодоя: «Сагаан шубуун удхатай, Хорёодой мэргэн эсэгэтэй…» После затопления острова водами Братского моря мы перебрались на левый берег Ангары и основали село Хадахан.
Очередь дошла до гучитов, самой многочисленной делегации от иркутян. Село Гушит находится в километрах десяти к северу от посёлка Усть-Ордынский (побурятски Харгана), в нём сегодня около 30 дворов. Другие гушиты живут в Ацагате, Бичуре и Усть-Ороте в Забайкальском крае. Людмила Александрова из Гушита по своей инициативе побывала у сородичей в Ацагат и мечтает однажды собрать всех гушитов на общеродовой суглаан.
К Хорёодою
На другой день родовичи совершили молебен в честь Хорёодой Мэргэна. Он прошёл в узком ущелье, из которого вырывается река Сарма. Здесь же берёт начало свирепая «сарма», топящая корабли. Сама гора Ягшал находится выше по течению, в труднодоступных верховьях реки, между Ольхоном и Качугом.
- Yндэр Ягшалдаа hуудалтай, үргэн Сармаар гүйдэлтэй, Хореодой үбгэн эсэгэмнай, Хабшарай хатан эхэмнай, - призывал Хорёодой Мэргэна местный шаман Александр Доржиев и легендарный родоначальник услышал его. От него пришёл ответ: «Как долго вас не было? Как вы вспомнили меня?» После молебна шаман сказал, что в будущем хоринцам желательно преподнести Хорёодою белого барана в жертву.
Братья по крови
Таковы вкратце итоги поездки на Ольхон. Проделана титаническая поисковая, исследовательская и организационная работа. Но это того стоило. Впервые забайкальские и иркутские хори встретились на таком уровне, и объединились перед лицом своего мифического предка. История развела их по обе стороны Байкала, и в настоящее время у них есть различия. Они обусловлены близостью забайкальских бурят к центральноазиатской, и шире, китайской культуре, а иркутских бурят к русской, европейской культуре.
По языку, одежде, культуре иркутские хори - это классические западные буряты. Единственные из монголов, сохранившие, как отметил американский этнограф Джерамайя Куртин, в неизменности свою родоплеменную религию, философию и традиции. Собственно, поэтому и сохранился в их памяти культ Хорёодоя Мэргэна: место его обитания гора Ягшаал, древние призывания и легенды. На банкете в честь встречи иркутские гушиты угощали терпким тарасуном, арсой, хатамой и саламатом. Их прекрасно дополнили омуль и баранина. А вслед за ними - взаимные үреэлы, подарки, песни и ёхор!
- Приезжая к вам, мы можем многое заимствовать у вас, - сказал Баир Долгоров, галзут из улуса Баян-Гол Хоринского района. – То, что вы сумели сохранить. И в свою очередь, готовы с вами делиться тем, что есть ценного у нас! Для этого мы и встретились, чтобы увидеть друг друга и понять, насколько мы близки – иркутские и забайкальские хори, и шире, все буряты, живущие по обе стороны Байкала!