Сбор новых кочевников назначен на стоянке старого аэропорта «Buyant Ukhaa», что в переводе «добродетельный ум». Название места встречи несет свою энергетику. Здесь встречаются люди с иным отношением к жизни: большое сердце, крепкая психика, а главное –душа, готовая к полету! Маленькая команда «Буряад унэн» возомнив себя новыми кочевниками устремилась на эту знаковую встречу: встаем рано, собираемся быстро и мчимся к месту. Хотя по пробкам монгольской столицы, пусть даже в выходной, дело это непростое. И все же мы прибываем ровно к полудню и душа тут же норовит вырваться из-под контроля! Около сотни железных коней самых разных цветов, мощностей и конфигурации выстроились на площадке, что одномоментно стало парадом возможностей мировой мотопромышленности. Экипировка гонщиков отдельный фестиваль креатива: форма одежды, логотипы, наклейки на мотоциклах, флаги. В воздухе витает его величество адреналин! Парковка «Баян Зурх» напоминает живой музей современных кочевников. Косички «гэзгээ» разной длины, бородки, лысые черепа в тату на «монгол бичиг», девушки необыкновенной, брутальной красоты- все это великолепие можно разглядывать бесконечно.
Подхожу к россиянам: «Откуда, братцы, будете?» Удивления на мой русский, с моей вполне монгольской внешностью, нет. Позже станет понятно-почему. Оказалось, ребята с Благовещенска. Трое суток ехали, чтобы повстречаться с друзьями–монголами. Ковидные каникулы оказались долгими, потому восторг от встречи другого качества. Чуть поодаль земляки, команда из Бурятии. Лидер – «Женя-Чемпион», его заместитель «Николаич». Чувствуется, что здесь они свои в доску. Удалось обойти лишь малую часть, и мотоциклы внезапно взревели. Без привычных нам, россиянам, организационных хлопот, колонна рванула на выезд. Мы успеваем запрыгнуть в машину и примкнуть к колонне. Лишь на минуты. Выезжаем на трассу, и молоковоз, со свойственной ему неспешностью, отрезает нас от байкерского единства … Дальше мы, руководимые «гуглом», на доступных нам скоростях, спешим в сторону Тэрэлж - знаменитого туристического центра, расположившегося среди природных памятников. Каково же было изумление, когда мы все же нагнали колонну героев нашего дня! Оказалось, они сделали круг почета по центру Улан-Батора, чтобы засвидетельствовать свое почтение жителям и гостям своей столицы.
Тэрэлж - столица туризма и байкеров
Тэрэлж экипажу машины известен лишь по картинкам, водитель подозревает лишь о направлении. Ориентируемся по проносящимся мимо байкерам, боясь упустить их из виду, стремясь не опоздать на само мероприятие - юбилей клуба «Mongolian Choppers» - первого среди монгольских. Лидеры остальных в большинстве своем выходцы из «Choppers». Кстати, монголы в тройке лидеров мирового сообщества байкеров.
Через полсотни километров взору открывается живописная долина. Неспешно пересекают дорогу верблюды, в низине куда-то скачут яки. С перепугу мы пропускаем поворот на искомую базу, но успеваем увидеть знаменитый памятник природы – гигантскую каменную Черепаху. «Вот она, оказывается, какая!» - одновременно восклицаем мы.
Вернуться оказалось делом пяти минут. Несмело подъезжаем к ограде. Там, за ней, припаркованы железные кони.
И тут я вижу Рому! Испытываю неимоверный восторг! Член клуба-юбиляра, наш новый знакомый Рома, улыбаясь снимает шлем. «Как тут у вас принято? Будьте как дома, но не забывайте, что вы в гостях?» - спрашиваю у единственного знакомого. «Будьте как дома» - твердо говорит Рома.
С Ромой мы познакомились месяцем раньше. Великолепный русский язык, потрясающее чувство юмора. «Почему Рома, откуда такой русский язык?» - спрашивала я тогда. Оказалось, у большинства русскоязычных монголов язык обретен в школе. «Я родился в Москве, Ромой меня назвали родители. Бабушка тогда сказала: нельзя человека назвать Рома, звучит как кличка для кошки. Как видишь, до сих пор Рома!» - смеялся тогда мой собеседник.
Пробираемся на территорию, занимаем беседку и она становится нашей временной юртой. Часы пролетают как минуты. Начинается само действие - поздравления, подарки, выступления артистов, знакомства, разговоры. Оказалось, надо было поехать в Монголию, чтобы узнать о бурятских байкерах. В Улан-Удэ в клубах насчитывается порядка четырех сотен членов. Наши создали базу, где байкеры из России и Монголии могут остановиться на ночлег и рассчитывать на горячую пищу. «Только здесь государство заинтересовано в развитии движения» - с грустинкой говорит Женя-Чемпион, президент бурятского клуба.
С юбилеем приехал поздравить и помощник Президента Монголии. «Вы делаете большое дело! Только ваш клуб воспитал порядка пяти тысяч подростков, научил ответственно относиться к безопасности своей и окружающих, подарил им смысл, любимое дело. Продолжайте заниматься своим делом также красиво и всегда рассчитывайте на нас!» - заявил в своем поздравлении Глава государства.
У байкерского братства схожие принципы. Членство в клубе предполагает подчинение внутренней иерархии и уставу клуба, они участвуют в социальных проектах, поддерживают одноклубников и союзников по духу. Один из клубов Монголии состоит исключительно из творческих людей: художники, актеры, журналисты, певцы, музыканты. Много бизнесменов. Увлечение байком – дело недешевое. И тем не менее шанс вступить в клуб имеется всегда и для этого необязательно иметь «харлея». «Сколько стоит самый скромный байк» - спрашиваю я у Ромы. «Порядка двух тысяч… ну самый скромный» - отвечает он и я понимаю, что на самом скромном и ехать придется очень скромно…
Начинаются поздравления россиян и вдруг блондинка с голубыми глазами начинает лихо переводить на монгольский. Да так, что не всякий монгол бы так филигранно смог донести смысл сказанного. «Откуда такой потрясающий монгольский?» - спрашиваю я у Лизы. Так зовут байкершу, которая уже 15 лет живет в Улан-Баторе. «Как-то само собой получилось» - отвечает изящная девушка, которая как выясняется лихо гоняет по монгольской столице уже лет восемь. Рядом с Лизой девушки из Улан-Удэ. Для членов клуба «Байкальские ангелы» мотоциклы уже не увлечение - образ жизни. «Владивосток, Кемерово, Алтай, Новосибирск - километров не считаем. Любая возможность ехать - это и есть жизнь. Вот сегодня Монголия! Скорость - это и есть драйв жизни» - смеется лидер.
На сцене звучит, рок, рэгги, потом этно-рок, и снова рэгги! Россияне поют Цоя и вызывают бурю восторга.
Было далеко за полночь, когда мы двинулись в обратный путь. Ярко горели звезды на небе, в памяти остались ревущие моторы, горы Тэрэлжа и теплое «эгчээ»… В душе-умиротворение. Еще одна мечта сбылась…