Вчера, 10 февраля во всех дацанах Буддийской Традиционной Сангхи России прошел ритуал Дугжууба, в полном варианте, который проходит один раз в году.
Дугжууба - обряд очищения в предверии праздника Сагаалха - перехода в другой год.
10 февраля в 17:30. часов ламы начали читать специальный молебен Дугжууба, после чего развели ритуальный костер.
О чем речь
Дугжууба (དམ་ཅན་ཆོས་རྒྱལ་ཡབ་ཡུམ་གྱི་ཟོར་ཆེན་དྲུག་ཅུ་པའི་ཆོ་ག) - это ритуал подношения Балим Хранителю наставлений Ямантаки - Чойжал сахюусану (འཇིགས་བྱེད་ཀྱི་བཀའ་སྡོད་འཆི་བདག) и Пятнадцати защитникам сторонам света (ཕྱོགས་སྐྱོང་བཅོ་ལྔ།) для осуществления четырёх видов деятельности (ལས་བཞིའི་འཕྲིན་བཅོལ།).К четырем видам деятельности относят:
1) деяние умиротворения страданий и нечистот,
2) деяние распространения мудрости и достатка,
3) деяние властности над недугами и врагами,
4) деяние жесткости на пути просветления и конечной цели.
Есть разные ритуалы подобного рода, но традиционным является ритуал "СОР" (на тибетском - "ЗОР" - Магическое оружие). В него встроен ритуал 64-х частного подношения "ДУГЖУУБА".
Этот ритуал связан с подношением жертвенной субстанции Торма Высшему божеству Идаму Ямантаке и сахюсану Чойжалу-Ямарадже. А также, призываются самые могущественные создания этого мира, которым преподносят малые субстанции 64-х Торма. После, притягивают и собирают в одно место все самое плохое и вредоносное, что создает препятствия, и это уничтожают с помощью магического оружия "СОР", которое, ламы преподносят Чойжалу в виде треугольной пирамиды, украшенной ореолом огня и увенчанной символичным изображением черепа.
Слово «Дугжууба» означает число 64, а именно 64 момента (དབྱུ་གུ་དྲུག་ཅུ་རེ་བཞི།). Каждый момент вычисляется с помощью вдоха и выдоха. Один момент равен 337,5 числу дыханий. В сумме 64 момента равно 21600 дыханию. Здоровый человек в среднем дышит 21600 раз в сутки, получается 15 раз в минуту.
Посредством этого ритуала ламы приглашают Чойжал сахюусана из его обители, то есть из Ада. Также устраняют препятствия в дыхании и опасности для жизни. Когда Чойжал сахюусан выходит на поверхность земли, раскрывая рот, ламы подносят ритуальное подношение Балим в его пасть для дарования четырёх видов деятельности. В этот момент возжигают костер, тем самым символизируя огонь, исходящий изо рта Чойжал сахюусана. Далее силами Пятнадцати защитников сторон света очищают три сферы: сфера материи, сфера без материи и сфера желаний (ཁམས་གསུམ་ནི། གཟུགས་ཁམས། གཟུགས་མེད་ཁམས། འདོད་ཁམས།).