Культура 19 сен 2023 699

Православный священник в Бурятии призвал староверов к преодолению раскола

По мнению священника Улан-Удэнской и Бурятской епархии РПЦ иерея Петра Шестакова, путь к единению уже есть — это идея так называемого единоверия.

Об этом рассказал известный бурятский журналист Василий Тараруев.

В своем интервью журналист привел доводы иерея Петра Шестакова. Единоверие, по словам священника - это учение, суть которого молиться старым обрядом, древнерусским чином в лоне Русской православной церкви.

- У нас считается, что это какой-то новодел, придуманный официальной церковью в 19-м веке. Но это было изначально одним из течений старообрядчества, многие сподвижники еще протопопа Аввакума пошли этим путем, - отметил в интервью Петр Шестаков. - Тогда замысел был такой: мы тихонько, не воюя с властью, молимся старым обрядом где-то на окраине, а вы нас не подвергаете гонениям. Собственно, тогда старообрядцев еще и не было, был момент раскола, реформ, и одно из течений шло по пути взаимодействия с властью. А в 1801 году постановлением Святейшего синода, по настоянию московского митрополита Платона Левшина были приняты действия, которые назвали единоверием. Когда старообрядцам, за то, что они молятся за царя и признают его властью императора, и в целом поддерживают его — им позволено молиться старым обрядом.

Это, как отметил Петр Шестаков, рассматривалось как временная мера, чтобы привлечь старообрядцев в лоно официальной церкви, и это учение развивалось. В начале 20-го века Святейший синод и Константин Победоносцев установили, что единоверие — это всерьез и надолго. Единоверие говорит о том, что если часть старообрядцев хочет быть частью канонической церкви — мы их принимаем и оставляем возможность молиться по старым обрядам, которые были при пяти первых русских патриархах.

На вопрос "готовы ли сами старообрядцы к примирению?" священник ответил, что нужно разделять старообрядцев сегодняшнего дня и прошлых лет. Если бы император Петр I или царь Алексей Михайлович официально сказали о единоверии, разрешили старообрядцам молиться старым обрядом, то никто бы не уходил в раскол.

- Современная РПЦ — это «новый побег» от общего срезанного корня дерева. Мы в той или иной мере не являемся политическими наследниками дореволюционной церкви. Сейчас все сменилось, кардинально и сильно. Это как лес, в котором ураган свалил все деревья, но из-под валежника пробиваются новые ростки, и новые деревья, может, забудут распри, которые были у деревьев упавших. Современная РПЦ не имеет никаких претензий к старообрядцам. Есть лишь некоторые вопросы, связанные с тем, что те находятся в расколе, и у них, соответственно, нарушена апостольская преемственность, - добавил Петр Шестаков.

Фото: Православная Епархия Бурятии