У нее богатый исполнительский опыт, десятки партий, спетых на сцене Бурятского оперного театра, большой список учеников - победителей различных международных, российских и региональных вокальных конкурсов, а ныне ведущих солистов оперных театров нашей страны.
Начало пути
1975 год… В музыкальном училище им. П.И. Чайковского (так назывался тогда колледж искусств) состоялся очередной выпуск вокального отделения. Это был необычный выпуск - сегодня его называют «золотым». Он стал настоящей гордостью для музыкального училища и немеркнущей славой для музыкальной культуры Бурятии! Группа, в которой обучалась Виктория Жамсаранова (это ее девичья фамилия), была поистине «звездной». Одно перечисление имен ее однокурсников, среди которых Галина Шойдагбаева, Баир Базаров, Ольга Аюрова, Сурена Дашицыренова, Софья Данзанэ, Валентин Жаргалов, Дулмажаб Митупова, Батор Ванданов, ставших легендами бурятского вокального искусства, вызывает восторг и восхищение.
Виктории Базаровой повезло оказаться среди одаренных, одержимых желанием петь молодых людей. Эта среда во многом определила формирование ее личности. Сама она со школьной скамьи мечтала о концертной сцене, любила петь. Пела, в основном, эстрадные песни. Благодаря телевизору (неслыханной роскоши по тем временам!) знала весь репертуар своей любимой певицы Эдиты Пьехи. Пела песни и бурятских композиторов, принимала активное участие в художественной самодеятельности и хотела стать эстрадной певицей.
Симпатичная, яркая, с большими карими глазами с легкой косинкой, придающей ее взгляду загадочность, Виктория выделялась среди своих однокурсниц. Она росла, в отличие от многих однокурсников, в достаточно обеспеченной семье. Отец Виктории - Жамьян-Доржо Цыренович после окончания Ленинградского торгово-экономического института работал председателем райпотребсоюза Хоринского района. Мама - Александра Галдановна трудилась в торговой сфере, хорошо пела. Виктория считает, что вокальные способности она унаследовала от бабушки Бальжид, которая отличалась сильным красивым голосом и была непременной участницей песенных вечеров.
Начинала она, как и все ее однокурсники, «с чистого листа» - не зная нотной грамоты. Это отделение считается одним из трудных, так как за четыре года студентам, не имеющим хотя бы минимальной музыкальной подготовки, предстояло освоить знания в объеме одновременно начального и среднего профессионального образования. Виктория в годы учебы проявила завидную настойчивость в изучении музыкально-теоретических предметов. По специальности она училась у превосходного певца и педагога Клима Карповича Миткинова. В его классе она и получила первые уроки в постижении секретов вокальной техники, благодаря которым смогла раскрыть свои вокальные и артистические способности.
Лучшая консерватория страны
После окончания учебы Виктория поступила в Ленинградскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова. Поступление было поистине триумфальным! Из училищного выпуска 1975 года восемь человек стали студентами лучшей консерватории страны: пятеро вокалистов, теоретик (автор этих строк), пианистка и альтист. Молодые певцы на вступительных экзаменах произвели фурор своими голосами, сильными, красивыми и разнообразными по тембру. Три сопрано - Галина Шойдагбаева, Виктория Жамсаранова и Полина Еманакова, меццо-сопрано Ольга Аюрова и тенор Валентин Жаргалов совершенно покорили комиссию, которая отметила и прекрасные природные данные, и отличную вокальную подготовку этих ребят.
Виктория попала в класс профессора, народной артистки России, педагога с мировым именем Татьяны Николаевны Лавровой. В этом плане ей очень повезло, ведь у певцов считается огромным счастьем найти своего педагога, способного в полной мере раскрыть способности ученика. В годы учебы она получила и первый театрально-сценический опыт: спела на сцене оперной студии консерватории партию Козленка в детской опере М. Коваля «Волк и семеро козлят» и партию Зеленой дамы в оперетте Ж. Оффенбаха «Перикола».
Жили ребята в общежитии необычайно дружно. Вместе ходили на спектакли, на концерты. Жизнь в Ленинграде, где всегда царила своя особая атмосфера, творческая, историческая и архитектурная, служила своего рода «подпиткой» для молодых людей и способствовала в немалой степени их развитию.
«Театр - моя жизнь!»
После окончания учебы Вика начала работать в Бурятском оперном театре. Он стал на долгие годы ее родным домом. Обладательница сильного лирико-драматического сопрано, она быстро заявила о себе как о солистке первого плана, ищущей, целеустремленной, динамичной, способной решать любые творческие задачи на пути к достижению высот профессионального мастерства. За 38 лет работы в театре она спела множество партий. Пела ведущие партии в операх «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» П.И. Чайковского. Дездемона в опере «Отелло» Дж. Верди, Тоска и мадам Баттерфляй в операх «Тоска» и «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, Маргарита в опере «Фауст» Ш. Гуно, Арюун-Гохон в опере «Энхэ-Булат батор» М. Фролова - таков неполный список ролей Виктории Базаровой. Пела она много и партии второго плана. Сейчас можно сказать, что на ней держался весь репертуар театра.
Виктория Базарова в роли Татьяны в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин», 1981 год
На мой вопрос, непременно задаваемый певцам о любимых партиях, Виктория называет три - Татьяны, Лизы и мадам Баттерфляй. Действительно, партия Татьяны стала одной из знаковых в ее репертуаре. Она пела ее на сцене Бурятского оперного театра в течение 25-ти лет! Надо сказать, это редкое явление в вокальной практике, поскольку в оперном исполнительстве существует определенный возрастной ценз. Чайковский для Базаровой стал на долгие годы одним из самых почитаемых композиторов. Потом она успешно выступила в роли Лизы в опере «Пиковая дама» и Иоланты в одноименной опере Чайковского.
Педагог - вокальный мастер
Позднее Виктория начала совмещать работу в театре с педагогической деятельностью в Колледже искусств. В педагогике она как бы заново открыла себя, найдя иное применение своим силам. Большой сценический и жизненный опыт, личные качества во многом способствовали раскрытию ее педагогического таланта. Постепенно работа в колледже начала приносить огромное удовлетворение, стала едва ли не главным смыслом ее жизни.
Список воспитанников Виктории Базаровой за этот длительный период работы насчитывает уже более 30 человек! Ныне многие ее ученики добились вершин в вокальном искусстве, имеют почетные дипломы лауреатов вокальных конкурсов международного, всероссийского и регионального уровней, занимают достойные места в музыкальном мире. Особую гордость Базаровой составляют две «звезды» - Венера Протасова и Аюна Базаргуруева. Венера Протасова ныне работает ведущей солисткой Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Аюна Базаргуруева в этом году стала солисткой оперной труппы Мариинского театра. Обе блистательно исполняют сложнейшие партии сопранового репертуара. Думается, в успешном продвижении молодых певиц заключается огромная заслуга их первого вокального педагога.
Семейный и творческий союз
Личная жизнь Виктории сложилась удачно. Она вышла замуж за Баира Базарова, талантливого певца и педагога. Роли в их творческой семье распределились по-своему. Муж сделал правильный выбор, ставший залогом их долгого семейного счастья. Он предпочел быть помощником своей жене в ее оперной карьере. Она всегда оставалась лидером, а он - ее другом и соратником. Когда Виктория готовилась к очередной новой роли, то в семье создавалась особая атмосфера: не следовало отвлекать ее рутинными домашними делами и беспокоить по каким-либо мелочам. Все заботы по дому Баир всегда брал на себя. Сейчас я думаю, какое счастье ей выпало иметь в жизни верного спутника, понимавшего и поддерживавшего ее в сложном артистическом пути!
В 2017 году Баир неожиданно скончался… С его смертью жизнь для Виктории рухнула. Она потеряла опору своей жизни и долго не могла оправиться от потери. Спасла работа, в которую она ушла с головой; утешением стали и внуки - ее счастье, ее гордость.
Жизнь Виктории Жамьяндоржиевны сейчас наполнена плодотворным трудом. Она считает себя счастливым человеком. У нее есть любимое дело, которому она беззаветно служит более сорока лет. У нее есть ученики, без которых она не мыслит себе жизни. «Я люблю свою работу и благодарна судьбе за возможность продолжать педагогическую деятельность», – говорит она.