Культура 1 авг 2024 3239

Страсти по «Алтаргане»

Пятнадцатая по счету «Алтаргана», теперь уже Всемирный фестиваль   бурятской культуры, состоялся в аймаке Булган Монголии. Бесспорно, что он был одним из самых массовых в истории праздника встречи представителей бурятского этноса. Изначальные прогнозы про 50 000 тысяч участников и гостей по началу вызывали иронию и скепсис. Улетучились они уже на Церемонии открытия фестиваля.    

© фото: Норжима Цыбикова

Аймак Булган расположен вдали от дорожных артерий, в 240 километрах от трассы «Алтан-Булаг-Улан-Батор». Проехав город Дархан необходимо повернуть на юг и проследовать по вполне качественной дороге минуя Эрдэнэт. Почему Булган столицей очередного фестиваля «Алтаргана»? Лишь благодаря сомону Тэшиг, граничащему с Закаменским районом Бурятии-единственному населенному пункту, где проживают этнические буряты. По иронии, ровно накануне начала праздника именно Тэшиг отрезало от «большой земли» в результате ливня. Большая часть булганских бурят так и не смогла попасть в ряды съехавшихся одноплеменников.

В день официального открытия «Алтарганы» по направлению в Булган выстроились пятикилометровые колонны автомобилей. Десятитысячный стадион уже за два часа до начала был полон зрителей, чуть запоздавшим пришлось в пять кругов выстраиваться уже вне трибун. Первое, что немало удивило- участники концертной программы все до единого в одежде хори-бурят, тогда как символ XV Всемирного фестиваля «Алтаргана»- симпатичный бычок, прообраз Буха нойона-прародителя хонгодоров, к коим относятся булганские буряты.

 

                                              Что это было?

Годом ранее состоялась этнографическая экспедиция в Дорнод к животноводам в Цагаан Овоо сум, где я провела незабываемые пять дней. Как раз там живут представители племени хори, мигрировавшие из агинских земель. Они говорят на чистейшем диалекте хоринских бурят, даже не агинских. Как раз тогда, в бесконечных и крайне познавательных разговорах, я пришла к выводу, что у бурят Монголии нет деления на рода и племена. «Хори-буряад бэшэ юм гууд?»- спросила я тогда. «Нээрэ тиимэ болоно гуу?»-вопросом на вопрос ответил мне мой новый друг и товарищ Пурбо. А месяцем позже моя монгольская подруга Алтанмаа, как раз булгано-закаменский образец бурятского народа, попросила разместить в газете «Буряад унэн» рассказ о своей большой семье с празднования векового юбилея старейшины рода. Изумили меня фотографии. На них все как один были в дэгэлах с хоринским знаком отличия- трехцветным «энгэр». Аккуратно интересуюсь, почему… Ответ был уверенный: это традиционная одежда бурят. Точка.

Поскольку я не ученый, лишь наблюдатель за происходящим, сложилось лишь предположение, что это некий результат исторического процесса. И вот почему. Процессы миграции первой четверти прошлого века затронули как раз восточные регионы российских территорий. Большей частью выходцы из агинских степей массово покидали земли и перемещались на сопредельные монгольские земли. Почему и сегодня большинство этнических бурят проживают на востоке Монголии-в аймаках Хэнтий и Дорнод. Необходимо иметь ввиду, что репрессии 1936-38 гг в СССР ударили и по Монголии, а процесс реабилитации и возвращения традиционных ценностей был синхронным для двух стран-соседей. Возможно, в силу большинства хори-бурят в Монголии небольшие представительства в том числе булганских хонгодоров, переняли образцы дэгэлов. Но это лишь самое простое объяснение.               

                                              Би хахас буряад

Как бы забавно это не звучало, но главным признаком нашествия бурят в Монголию стала русская речь. Кафе, закусочные, коих к счастью в Булгане оказалось в достаточном количестве, первыми подверглись атаке иноязычных. Поскольку столица аймака представлена большей частью этническими монголами, объяснялись все как умели. И получалось это великолепно! Буряты из районов Бурятии справлялись чуть лучше, лишь изредка напрягая память. Выражалось это в почесывании затылков и  повышенной задумчивостью в глазах. Остальным приходилось посложнее: понять, что написано, затем- что сказано, а еще попыткой разобраться в купюрах. Особенно забавным было поведение Бато Багдаева, который был абсолютно уверен, что его понимают. Он активно общался на своем совершенном агинском диалекте со всеми, искренне обижался, когда его упорно не понимали. «Почему?»-восклицал он и округлял свои откровенно небурятские глаза. «У людей когнитивный диссонанс-старательно объясняла я. –Они смотрят на тебя и совсем не ожидают, что ты должен говорить на близком к монгольскому языке». Через сутки он заявил, что он понимает и его понимают. 

Через двое суток активного участия в буйстве праздника у нас сложился коллектив. «Мы интернационал!-говорили мы друг другу и весело гоготали. Елена Ширибон, журналист и продюсер проект в сфере развития территорий из Баргузина, Эрдэни Жалцанов- обладатель четырех премий «Золотая маска» из Джиды и я –из Кижинги. Окружали нас люди в «энгэр».

«Чи буряад уу?»- спрашивали мы у молодежи. «Би хахас буряад!» -торжественно докладывали  потрясающе красивые юноши и девушки, показывая на себе где проходит эта грань –«хахас». Оказалось, черта «наполовину бурят», проходит исключительно по вертикали и ровно посередине.   

 Продолжение следует

Фото: Норжима Цыбикова