Любая деятельность требует длительного обучения, времени для совершенствования и достижения мастерства. Если же дело касается музыкального искусства, то осваивать данное ремесло необходимо как можно раньше. Потому, бдительные и чуткие родители, позвольте своему чаду заниматься любым видом искусства, дабы в будущем находить выплеск творческому самовыражению! При этом внимательные родители заметят, что владеть игрой на инструменте может быть недостаточно для фантазии ребенка, и эту энергию стоит направить в русло сочинения собственных композиций.
К сожалению, в этом случае ни одна школа искусств не предоставит вам опытного наставника для овладения подобной техникой. И этот факт - огромное упущение со стороны нашего музыкального образования. Ведь уроки композиции (так называются занятия сочинения музыкальных произведений) - процесс не только увлекательный, но и многосторонне развивающий - сочинение приучает к последовательности, стройности мышления, рефлексии, способствует пониманию сущности иерархических соотношений, развивает аналитические способности, умение разбирать материал на составные части и, наоборот, формировать целостную картину и многое другое.
На этот недостаток в системе образования обратил внимание Давид Доржиевич Дондупов, председатель Союза композиторов Республики Бурятия, предложивший и организовавший совместный проект Союза композиторов и Колледжа искусств имени П.И. Чайковского. Так, с 6 по 15 ноября при поддержке министерства культуры Бурятии и Союза композиторов России прошел ряд мастер-классов в рамках проекта «Творческая школа юных композиторов «Аялга».
На вручении диплома
Проект, действительно, представлял собой целую «школу», поскольку включал весь спектр дисциплин, необходимых для овладения профессией композитора - это занятия аранжировки, инструментоведения, музыкальной информатики и, собственно, композиции. Уроки проходили под руководством выдающихся композиторов Бурятии, опытных педагогов, чьи произведения и имена известны во всех «музыкантских кругах» - Виктора Алексеевича Усовича (заслуженный деятель искусств РФ и РБ, лауреат Государственной премии Республики Бурятия) и Екатерины Алвиановны Олёрской (автора специализированной методики преподавания композиции и инновационной методики преподавания фортепиано «Ручные пьесы-упражнения»).
Педагоги Усович В.А, Олерская Е.А, Борисова А.А, Дондупов Д.Д
Учениками школы стали 14 ребят, прошедших предварительный отбор. Это учащиеся детских школ искусств г. Улан-Удэ, п. Баргузин и студенты Колледжа искусств, не побоявшиеся попытать свои силы в новом для себя деле - искусстве композиции.
Прошедшие две недели стали для ребят настоящим испытанием, поскольку главным условием участия в проекте стало исполнение своего произведения по истечении срока обучения. Многие маститые композиторы могли потратить те же две недели на сочинение лишь пары нот, а здесь задача для новичков - ходи на кучу занятий, запоминай правила, напиши яркую мелодию, придумай развитие и логичное завершение, выучи и сам сыграй на концерте перед публикой! И все за две недели - немыслимо!
Таков был мой скептичный настрой на завершающем проект концерте. И я искренне соболезновала тем «бедным» детям, которым предстоит демонстрировать публике свои первые серьезные сочинения, написанные всего за 10 дней. И каково было удивление, когда участники заиграли! Уверенно, эффектно, содержательно! Кто-то пел, кто-то играл на фортепиано, кто-то успел пригласить музыканта и выучить с ним свою композицию. И каждое исполненное произведение - осмысленное, прочувствованное, и содержит необычайный потенциал.
При этом концерт был разделен на две части, так как обучение шло в двух направлениях - это сочинение для классических музыкальных инструментов и работа с компьютерными средствами. Век технологий требует от композиторов владения техническими возможностями и знание специальных музыкальных программ. Потому ученики также демонстрировали свои электронные композиции, записанные через программу. И судя по высказываниям учащихся, такая форма работы показалась им особенно увлекательной.
Занятие ведёт композитор Виктор Усович
Творческая школа «Аялга» показала, насколько сильно созидательное начало в наших ребятах. И это не пустое желание развлечься, посочинять, а огромное стремление понять, научиться и сотворить нечто достойное. У проекта огромный потенциал и единичное проведение - недостаточно для восполнения всех потребностей культуры республики. Необходима поддержка деятельности Союза композиторов, содействие их идеям и проектам, внимание со стороны министерства культуры и учебных заведений. Проект будет реализовываться на постоянной основе и уже весной этого года, юбилейного для Союза композиторов, приобретет республиканский масштаб.