В Государственном русском драматическом театре им. Н. А. Бестужева с 8 по 18 апреля прошла Творческая лаборатория «Территория РОСТа» (Растём, Общаясь с Театром). Начало театрально-образовательному проекту положено в 2016 году при поддержке Министерства культуры Республики Бурятия. На несколько дней ребята из разных школ города полностью погружаются в театральный мир. Специальная методика позволяет кураторам проекта - драматургам Вячеславу Дурненкову и Марии Зелинской шаг за шагом провести своих подопечных от задумки будущего театрального действа до воплощения на сцене.
Шаг навстречу мечте
– Наш проект направлен на то, чтобы разбудить в подростке желание творить, ввести его в мир театра. И это не то, чтобы дать какие-то поверхностные знания, а чтобы подросток на полном серьёзе включился в процесс создания спектакля, – говорит Вячеслав Дурненков. – Сначала мы даём лекции о теории, об основах сюжетосложения, о сути конфликта и развитии действия – это, как правило, в игровой форме. Затем ребята пишут текст пьесы, знакомятся с режиссёрами, попадают на репетицию. Они видят, как взрослые профессионалы работают с текстами, советуются с ними, а в финале уже как зрители попадают на спектакль, который состоит из таких вот эскизов, коротких зарисовок. Дети участвуют самые разные, мы просим подобрать нам смешанную группу. Бывает, что и материально обеспечены по-разному, и поведение у кого конфликтное, у кого все тихо да гладко, есть и те, кто с нарушениями в физическом развитии. Но все они в силу тех или иных причин испытывают на себе – и отражают это, как в зеркале, – проблемы нашего общества. Это и недостаток внимания со стороны родителей, и трудности взросления, адаптации в подростковой среде, и школьные нагрузки, где всё заточено на результат, на определенные ответы, чтобы сдать экзамен, к примеру, а не на глубинные знания.
В «Территории РОСТа» участвовали 14 ребят, от 12 до 16 лет, они написали 13 пьес. Мы обращаемся с ними как с серьёзными авторами, считаем каждого подростка профессиональным драматургом. Уважаем любое проявление его характера, самобытность, особенность видения и восприятия окружающего. Учим их раскрывать и выражать свой внутренний мир – и доказываем им, что это важно, что несколько страниц, так робко, возможно, и неумело написанных, – это их сегодняшний день со всеми чувствами, мыслями, переживаниями. И это сегодняшнее состояние формирует будущее, это шаг навстречу мечте, это даёт ключ к пониманию многих проблем, с которыми они сталкиваются, которые возможно и нужно преодолеть. Никогда мы ничего не переписываем за нашими авторами, ничего не меняем – это принципиально.
– Это абсолютно не сказочные пьесы, не какое-нибудь фэнтези, не хоббиты и не Гарри Потер, – в разговор включается Мария Зелинская. – Дети пишут о своей жизни, но вместе с тем они вносят что-то романтическое, какую-то чистоту, искренность видения, многое происходит по самому первому чувству – вот как легло на бумагу, так оно и есть. В одном городе, где мы работали с этим же проектом, девочка написала пьесу. Героиня не может добиться внимания мальчика – он показан как отрицательный персонаж. При этом к ней испытывает неразделённые чувства другой мальчик, скромный и положительный – ну, это в общих чертах, условно, конечно. И вот, когда ситуация окончательно запутывается, нет никакого решения, вдруг «выходит шестое чувство» и говорит этой девочке, «тебе, мол, надо разобраться в себе». Интересная задача для актёра – сыграть «шестое чувство», воплотить этот сценический образ.
В нашем проекте подростков не используют для показушности, для того, чтобы написать что-то на «заданные темы» – про то, например, как мы будем «спасать и защищать Байкал», – как сами ребята думают поначалу. Иногда в написании текстов у них «включаются штампы», что-то увиденное в телесериалах, например. Мы объясняем: «Ну да, это всё может быть, но разве ты сам пережил это, разве такое возможно у тебя во дворе, с твоими друзьями, с родителями?». Наши авторы задумываются, ведь и правда – реальная жизнь это вовсе не спецэффекты и не компьютерная графика.
Методика, которую мы используем, была разработана и опробирована в Шотландии. Там обратили внимание, что тинейджеры перестали ходить в театр, это им было безразлично. И ряд театральных деятелей решили подготовить своего зрителя, заинтересовать ребят, увести их с улицы, направить энергию на что-то созидательное. Работая по этой методике примерно с 2004 года, мы внесли свои изменения с учётом наших российских реалий. Хотя на репетицию всех эскизов уходит один-два дня, но режиссёры придумывают и очень быстро воплощают минимальные декорации, костюмы, используют специально подобранную музыку, ставят свет.
Говорят дети
Анастасия Петелина (10 «Б» класс МАОУ «СОШ № 49»), автор пьесы «Как ребёнок»:
– Для меня это было неожиданно, я представляла по-другому. Знала, что мы будем писать пьесы, но на самом деле всё получилось очень захватывающе, много экспериментов, я открыла в себе то, что не ожидала сама. Очень рада, что все получилось. Сначала мы три дня изучали теорию, поведение персонажей, разрабатывали характеры, придумывали и рассказывали истории. Затем три дня писали тексты. Были на репетициях, видели, как всё происходит, режиссёр на наших глазах готовил спектакль с актёрами. Моя пьеса «Как ребёнок» про то, что подростки в моем возрасте начинают вести себя так, как им кажется правильно, не думая, как к этому относятся окружающие, что это может огорчить их родителей. Они делают так, чтобы не отличаться от основной массы, подстраиваются под мнение своих сверстников. А в моей пьесе героиня ведёт себя, как ребёнок, и не стесняется этого. Она хочет проявить свою искренность и поступает даже наивно. Этим она отличается от всех, происходят разные события, которые могут изменить или даже сломать её характер. Но она остаётся верна себе, отстаивает своё мнение.