Цырен Балбаров
Бурятский государственный академический театр драмы им. Хоца Намсараева масштабно отметит юбилей Цырена Балбарова. В память о заслуженном деятеле искусств Бурятской АССР, заслуженном работнике культуры РСФСР в ноябре состоится концерт, готовится к выпуску фильм, посвящённый его памяти, сообщает газета «Бурятия».
Первая встреча
Впервые я увидела Цырена Аюржанаевича в июле 1965 года, когда после окончания Хоринской средней школы решила поступить в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино. До начала конкурса нас прослушал директор Бурятского театра драмы. Я стою в кабинете старого уютного театра, что по улице Ленина, и читаю наизусть «Чуден Днепр при тихой погоде…», бурятское стихотворение Дондока Улзытуева и пою песню «Ой, дивчина, шумит гай…». Цырен Аюржанаевич оставил впечатление человека энергичного, весёлого и жизнерадостного. Он торопился жить, щедро тратя свои способности организатора театрального дела.
Невозможно в одной статье вместить целую жизнь человека, но всё-таки попытаюсь хоть чуть-чуть приоткрыть суть этого человека, уже при жизни ставшего легендой. Артисты с удовольствием рассказывали о нём байки, с любовью и восхищением пересказывали случаи из его жизни – один интереснее другого. В этих рассказах – весёлых, подчас трагикомичных – вырисовывался человек с необыкновенной, яркой судьбой. Да, это был человек-легенда. Вот он находится за кулисами – разговаривает о чём-то с реквизиторами, костюмерами, интересуется продажей билетов. Я часто замечала, как Цырен Аюржанаевич иногда приколачивал торчащий гвоздь, убирал по ходу с пола какие-то бумажки. Погасив кое-где горящие напрасно лампочки, он обычно проходил к вахтёрше, та по обыкновению наливала крепкого чая, и у них мирно текла беседа.
Выстраданное детище
3 ноября 1982 года новый театр сдали в эксплуатацию. Позади – ходатайства, прошения, заявления и унижения. Выхоженное, выстраданное детище, и поэтому особенно дорогое. И стоит теперь здание на возвышении и кажется огромным кораблём, плывущим в океане жизни.
Пока артисты разгримировывались после удачной премьеры, Цырен Аюржанаевич делал замечания, ревниво следя за их творческим ростом. Это во многом благодаря личной поддержке директора бурятское национальное драматическое искусство сегодня имеет интересные имена: Дугар Дылгыров, Бато-Мунко Пурбуев, Баир Эрдынеев, Доржи Эрдынеев, Михаил Батоин.
Передо мной лежит старая телеграмма: «Алма-Ата. Дзержинского, 51. Балбарову. Срочно сообщите везде вышлем подъёмные желательно ускорить выезд. Жамсо Тумунов Намжил Балдано». С той поры, с весны 1952 года, начинается «театральный» период бывшего капитана-артиллериста, фронтовика, сражавшегося на Ленинградском и Волховском фронтах. А затем, уже после войны, «штурмовавшего» книги по искусству и экономике, окончившего Высшие театральные курсы при Ленинградском институте театра, музыки и кино.
Под руководством Цырена Балбарова в Дни II декады бурятского искусства в 1959 году на сцене Московского академического Малого театра наш драмтеатр показал спектакли по произведениям русской классики и советских драматургов, получивших широкое признание театральной общественности столицы и центральной прессы. В 1969-м успешно прошёл творческий отчёт театра в Москве на сцене филиала МХАТа им. Горького. За творческие успехи приказом Министерства культуры РСФСР от 30 сентября 1969 года № 720 театр был отнесён к первой группе театров страны. Директор не написал ни одной пьесы, не сочинил мелодии – он выбрал путь организатора театрального дела и сумел быть расчётливым хозяином, заботливым наставником и вдохновенным художником. Един в трёх лицах.
Ничто не оставалось вне поля зрения Цырена Аюржанаевича: приём пьесы национального драматурга, сдача нового спектакля, зрительская конференция, премьеры, вводы актёров в готовые спектакли, детские утренники – везде и всюду он неизменный участник, персонально отвечающий за всех и вся.
Он был эпицентром всей творческой работы в театре. Его любили и побаивались.
Каждому члену коллектива находились слова поддержки – артистам или костюмерам, столярам или художникам, билетёрам или уборщицам. И когда вдруг появлялся на доске приказ «Убываю в Москву…», высокий ритм жизни в театре становился чуть спокойнее, обыкновенный день становился скучноватым и пустым – не хватало всевидящего ока. Зато с каким нетерпением и предвкушением чего-то необычного спешили все на «летучку», когда приезжал наш директор из очередной командировки! Даже звонок звенел иначе: призывно и радостно.
Вспоминаю и такой эпизод. В театре торжественная тишина, вечером – премьера, директор даже не уходил домой, хотя жил рядышком. Он по-хозяйски ещё раз взвешивает: «будут ли ходить зрители?». Мнение зрителя для Балбарова дороже московского критика. Цырен Аюржанаевич на премьеру обязательно приглашал руководителей города и республики, порой надоедал им накануне премьеры. Одни приходили, другим не было никакого дела, третьи вежливо отказывались, ссылаясь на неотложные дела… Зато как сияли его глаза, когда вдруг приходили руководители высшего ранга! Ведь он прекрасно знал, что, если им понравится игра талантливых актёров, они обязательно помогут в решении многих насущных проблем театра.
Передо мной старый документ о подготовительной проектно-сметной документации на строительство здания Бурятского драматического театра от 5 июля 1965 года за подписью заместителя председателя Совмина БурАССР В. Черныша. Вопрос о затянувшемся строительстве здания у Балбарова «сидит в печёнках». Какие только пороги не обивал директор?! И в ту пору ходили анекдоты о том, как Цырен Аюржанаевич ходил из кабинета в кабинет в московских длинных коридорах власти. И пока строился театр, отделанный камнем, настенной живописью, украшенный витражами – беспокойный Балбаров рядом со строителями. Его имени нет среди авторов проекта, но он – директор театра, и пока не открылись его двери для зрителей, не поднялся занавес из конского волоса, будет директор тревожиться, чувствуя свою личную ответственность за всё, что делается на строительстве. И, наконец, долгожданный день длиною в 20 лет настал.
С заботой и вниманием
К молодым артистам он относился по-особенному, старался лишний раз похвалить за сыгранную роль, как-то отметить. Мы получали тогда по 75-80 рублей в месяц, но если роль получалась удачной, на следующий же день висел приказ о премировании такого-то артиста за такую-то роль в сумме 15 рублей. Тогда это была поддержка не столько материальная, сколько моральная. Мы, молодые артисты, чувствовали заботу и внимание, а это никакими деньгами не купишь.
Директор будучи председателем художественного совета театра постоянно ходатайствовал о повышении категории того или иного артиста, подбадривал. Похлопав по плечу, говорил неизменно: «Молодец!». Но это было крайне редко, надо было действительно потрудиться, чтобы получить такую оценку. И так проходили дни, заполненные репетициями.
Наступила весна… Весь состав труппы выезжал на гастроли. Во время гастролей объезжал все бригады, чтобы посмотреть, как устроен быт артистов, он бесконечно жалел нас, когда видел убогое убранство сельских гостиниц и холод клубов… Как обычно, приехав на старенькой «Волге» в село, поговорив с артистами о новостях столицы, по обыкновению вечером перед спектаклем выходил на сцену, сам объявлял спектакль, исполнителей, вызывая в зале оживленную реакцию, затем проходил в зал, садился и в течение всего спектакля внимательно следил за игрой.
А как он относился к прокату спектаклей – не дай бог кто-то заболел или другое «событие», которое частенько преследует провинциального артиста! Отмена спектакля для него - ЧП! Он предпринимал все меры, чтобы спектакль состоялся.
Лучший директор
Цырен Аюржанаевич входил в десятку лучших директоров Советского Союза. Одна из важных черт характера руководителя театра, мыслящего о перспективе национального искусства, - забота о кадрах. Он был инициатором организации национальных актёрских студий в Ленинградском институте театра, музыки и кино, выпуск которых состоялся в 1958 и 1969 годах. Третья труппа актёров в 1975 году окончила Дальневосточный институт искусств, затем там же завершили учёбу ещё 15 юношей и девушек уже четвёртой национальной студии. Таким образом, Балбаров старался сохранить вечную молодость театра, поддержать в нём беспокойный дух исканий.
Помню его ходатайства по поводу освобождения четырёх студентов от воинской службы в армии. Цырен Аюржанаевич лично поехал в Москву, добился приёма у министра обороны СССР Соколова и тем самым дал возможность закончить учёбу будущим артистам национального театра.
В марте 1977 года театру присвоено почётное звание «Академический», а в июле 1982-го Указом Президиума Верховного Совета СССР он награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1983 году проведены последние гастроли в Калмыкию и Ленинград под руководством незабвенного Цырена Аюржанаевича. На суд калмыцкой и ленинградской публики с успехом представлены «Наедине со всеми» Гельмана, «Материнское поле» Айтматова, «Старший сын» Вампилова, «Беседы при ясной луне» Шукшина, «Чёрная борода» Эрдынеева, «Кнут тайши» Хоца Намсараева, «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, «Буурал аба» Чимида. Как сейчас помню его, стоящего среди моряков Кронштадта после очередного выступления нашего коллектива, сияющего, отвечающего на вопросы моряков, узнавших откуда-то, что Цырен Аюржанаевич был защитником города на Неве. Он рассказывал про ночи и дни, прошедшие под артобстрелом на Синявинских болотах, и пел с ними свою любимую песню «Расцветали яблони и груши» …
Дарима САНГАЖАПОВА, заслуженная артистка РФ
Фото предоставлено Бурятским драмтеатром