Заключительная глава романа будет издана к празднованию Сагаалгана.
Алексей Гатапов начал писать серию «Тэмуджин» в 2001 году, и работал над ней 20 лет.
- Я заметил, что в эхиритском диалекте многие слова сохранились от старомонгольского в неизменном виде, в отличие от всех других диалектов, - рассказал накануне Алексей Гатапов, - например, слово тарган (жирный) и по-эхиритски и по-старомонгольски пишется таргуун, когда как на литературном бурятском и халхасском - тарган. Слово глубокий по-эхиритски и старомонгольски пишется гүүн, когда как на других диалектах - гүнзэгы. Слово "нет", по старомонгольски үгэй, как и по-эхиритски, а на других - үгы, үгү (халх), үга (калм).
Эхириты (эхиресы), по словам Алексея Гатапова, во времена Чингисхана жили в центральной Монголии и были родственны (по Рашиду) хунгиратам и олхонутам. То, что нынешние эхириты идентичны тем эхиресам, говорят, например, такие факты:
1. Первые русские свидетельства 17 века о живущих в Прибайкалье эхиритах именуют их икирежами (искаженное икирес).
2. В Сокровенном сказании в параграфе 129 говорится: "Затем к Чингис-хану на урочище Гурелгу пришло такое известие от Мулке-Тотаха и Боролдая из племени Икирес: «За своего младшего брата Тайчара Чжамуха решил воевать с Чингис-ханом. Чжадаранцы, во главе с Чжамухою, объединили вокруг себя тринадцать племен и составили три тьмы войска, которое переправляется через перевал Алаут-турхаут и собирается напасть на Чингис-хана».
Из-за этого Джамуха не смог разгромить Тэмуджина (это событие подробно описывается в пятой книге романа "Тэмуджин"), и далее говорится, что "Прежде, чем вернуться домой, он (Джамуха) приказал сварить в семидесяти котлах княжичей из рода "Чонос".
- Здесь надо знать, что род чонос - один из родов эхиритов, и по логике сообщения выходит, что те двое эхиресов, о которых говорится ,,были из рода шоно", - резюмировал Алексей Гатапов.