Легкомоторный «кукурузник» пропал с радаров 19 июля. О том, что пилоты перестали выходить на связь, стало известно спустя шесть часов после их вылета из Кырена Тункинского района, сообщает газета "Бурятия".
Борт принадлежал авиакомпании «Феникс», на нем находились два пилота и четыре пассажира - командиры других воздушных экипажей. Ан-2 совершал облет территории Тункинского и Окинского районов для определения области химической обработки с воздуха лесов от тутового шелкопряда.
Поиски двумя посланными ему вслед самолетами и вертолетами оказались безрезультатными. Согласно первым предположениям, Ан-2 мог совершить жесткую или аварийную посадку. В самой авиакомпании заявили, что нареканий по поводу исправности воздушного судна быть не могло. Прежде чем отправиться в рейс, самолет прошел техосмотр.
- Мы до сих пор сами не понимаем, что произошло. Самолет в идеальном состоянии, вылетел технически исправный. Всё в штатном режиме, - рассказал представитель авиакомпании «Феникс».
Главным управлением МЧС России по Бурятии 20 июля развернут оперативный штаб по поиску: организовано взаимодействие с Сибирским авиационным поисково-спасательным центром Федерального агентства воздушного транспорта, Главным управлением МЧС России по Иркутской области, главами муниципальных образований и старостами населенных пунктов Окинского и Тункинского районов Бурятии.
В среду, 22 июля, поиски велись недалеко от Байкала. Как отмечают в МЧС, в первые три дня операции самолеты обследовали ежедневно по 2 тысячи кв. км. Поиски заметно усложняет нелетная погода.
НЕ ОСТАВЛЯЯ НАДЕЖДУ
Пропавшим самолетом управлял 46-летний Виталий Мациевский, опытнейший пилот с летным стажем более 20 лет. Его двоюродная сестра Марина Казакова рассказала IRK.ru, что с семьей держит постоянную связь МЧС и координационный центр в Новосибирске.
- Смотрели по разным направлениям, куда они могли полететь, какой ветер дул. Отследили трек их полета, это возможно там, где есть сотовая связь. В МЧС нам говорили, что пока не найдут место падения самолета, наземные бригады туда отправить не могут во избежание новых жертв, - рассказала женщина.
К концу первой недели родственники Виталия Мациевского попросили помощи в соцсетях, а после сами отправились в Кырен, чтобы искать пропавшее воздушное судно на земле. Приблизительный маршрут следования борта известен, но поиски осложняет горный рельеф местности - здесь густая растительность. Самолеты летают очень высоко, с такого расстояния Ан-2, если он находится в траве, кустах, деревьях, можно не заметить.
По словам сестры пропавшего пилота, первый поисковый отряд полностью снаряжала авиакомпания «Феникс». Они арендовали квадроциклы, договорились с местными жителями. Оказывают помощь и простые люди, отправляют деньги.
- Мы связывались с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт». Они договорились с компанией, которая производит беспилотники с высоким качеством съемки, способные долгое время находиться в воздухе, - говорит Марина Козакова.
Вместе с другими родственниками она встречалась с главой администрации Тункинского района, представителями Национального парка, чьи егери также участвуют в поисках.
Женщина уверена, что ее брат сделал бы все возможное, чтобы избежать катастрофы и гибели людей. Родные не оставляют надежды найти всех живыми. Вместе с Виталием Мациевским в командировку прибыли его коллеги из разных концов страны. У их родственников нет возможности приехать в Бурятию. Марина держит с ними связь через «WhatApp», где делится всей актуальной информацией о ходе поисков.
ПОИСКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
Утром 28 июля в федеральных СМИ появились сообщения, что Ан-2 обнаружен на территории Иркутской области. Однако вскоре выяснилось, что найдены обломки совсем другого самолета. Позже зампред Правительства Бурятии по вопросам безопасности Пётр Мордовской уточнил, что это за самолет.
- Недалеко от Кырена найдены обломки самолета. Самолет также принадлежит компании «Феникс», он совершил аварийную посадку в июне 2019 года, когда также проводил работы по обработке лесного массива от тутового шелкопряда. Тогда всего за несколько часов спасатели нашли и эвакуировали членов экипажа, - подчеркнул Мордовской.
Сложность обнаружения пропавшего самолета заключается в том, что радиомаяк на борту судна по какой-то причине не сработал.
- Радиомаяк обычно срабатывает при любой аварии, - объясняет спасатель республиканской поисково-спасательной службы Игорь Задевалов. - В прошлом году такое же судно в республике потерпело авиакатастрофу, его местонахождение удалось определить сразу по сработавшему радиомаяку. Эвакуация экипажа была произведена спустя два часа после падения. Сейчас же у нас нет ни данных радиомаяка, ни явных очевидцев.
Поэтому главной проблемой остается направление поиска. Техники, обслуживавшие борт, указали примерный курс полета и пункты назначения. Площади достаточно большие – сотни километров.
Пётр Мордовской подчеркнул, что поиск воздушного судна взял на особый контроль Глава республики Алексей Цыденов. В настоящий момент помимо воздушных судов поиск пропавшего самолета ведет и наземная поисково-спасательная служба. Так, для усиления наземной группировки из Улан-Удэ выехали спасатели Бурятской республиканской поисково-спасательной службы и мобильная группировка республиканского МЧС. Всего в Тунку отправились 19 человек и пять единиц техники.
- Обследование местности проводят два самолета и беспилотные летательные аппараты. В ближайшее время к поискам будет привлечен еще один беспилотный летательный аппарат - Восточного военного округа, который может преодолевать большие расстояния и держаться в воздухе до 6 часов. Помимо этого, поступила информация, что севернее села Тибельти Иркутской области охотники обнаружили срезанные верхушки кедра. Предположительно их могло срезать самолетом, - отметил Петр Мордовской.
Также есть другая неофициальная версия, что пропавшее воздушное судно якобы видели в местности Шара-Жагла – горном ущелье на границе Бурятии и Иркутской области.
Поисковые суда - вертолёты Ми-8 и Робинсон R-66, а также самолёты Ан-2 и Ан-26 - суммарно совершили почти 40 вылетов, обследовав более 12 тысяч кв. километров.
Как уже отмечено, к поискам присоединились беспилотный летательный аппарат общественников «Лиза Алерт» из Новосибирска и команда Восточного военного округа. У последних - мощный беспилотный летательный аппарат: дальность до 400 километров, время нахождения в небе до шести часов. Дроны позволят оперативно проверять сигналы о возможном нахождении пропавшего самолета. В Бурятии пока нет лесных пожаров, поэтому привлекут дополнительные отряды парашютистов-десантников.
29 июля Пётр Мордовский рассказал, что в зоне поисков находятся 56 человек. Им на помощь отправлено еще 36 человек, в том числе шесть спасателей Бурятской республиканской поисково-спасательной службы, 20 парашютистов-десантников Забайкальской базы авиационной охраны лесов. Все они - опытные таежники, которые умеют ходить в горной лесистой местности. Также к месту поисков выдвинулись 10 сотрудников МЧС с психологом, а в ближайшее время будут дополнительно отправлены еще несколько парашютистов-десантников. Власти Бурятии по состоянию на 28 июля подали заявку в МЧС России о выделении вертолета Ми-8, с которого парашютисты-десантники смогут спускаться для обследования территории.
От редакции. На момент сдачи номера в типографию пропавшее воздушное судно еще не нашли. Облёт территории продолжается.