Согласно Конституции Российской Федерации, одной из основ конституционного устройства страны является местное самоуправление. Особенностью его организации является то, что федеральным законодательством установлено - местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти.
Условно говоря, это можно представить следующим образом: республиканская власть ограничивается частью площади Советов г. Улан-Удэ, поскольку на этой же площади находится - мэрия и городской Совет депутатов. В районах же вся власть принадлежит местному самоуправлению. При этом двухуровневая организация местного самоуправления не предусматривает прямой подчиненности, глава сельского поселения неподотчетен районному главе. Автор полагает необходимым напомнить и другие, не менее важные, положения законодательства об организации местного самоуправления.
Так, федеральным законом утвержено, что муниципалитеты - самая близкая ветвь власти, и ведется она с учетом исторических и других особенностей, и, самое главное, под свою ответственность! Но с какими особенностями оно будет вестись, к примеру, в Мухоршибирском или в Баунтовском районах, которые разнятся между собой по территории, или в Кижингинском и в Иволгинском районах, которые отличаются друг от друга по численности населения, - решать местному сообществу.
Каким образом? Через широкое обсуждение с жителями муниципалитета положений устава муниципального образования, а затем рассмотрение и утверждение на сессии районного Совета, с последующей регистрацией в федеральном органе юстиции. Необходимо подчеркнуть, что это требование федерального законодательства. Напомню читателям, что внесение изменений в устав необходимо, и согласно Закону Республики Бурятия, принятому Народным Хуралом 25 сентября 2014 года, эта процедура должна пройти в ближайшее время во всех районах республики. Вызвано это изменениями в Федеральном законе №131 о местном самоуправлении, соответственно региональное законодательство в целом по стране должно быть приведено в соответствие с новой редакцией закона.
С законодательной инициативой данных поправок выступил Президент страны. Предложения, внесенные им, очень своевременны и актуальны. Почему? Потому что система местного самоуправления на практике сегодня недостаточно эффективна. Но, как выше уже отмечалось, это одна из основ конституционного устройства государства, и понятно, что никаких ревизий, а тем более пересмотра ее основных положений, не будет. Тем более что данные положения даны в первой главе Конституции Российской Федерации, а согласно ей, как известно, имеют особый порядок изменений.
В чем актуальность предложений, внесенных Главой государства? В том, что они действительно создают условия для движения вперед отдельным муниципалитетом. Поэтому предстоящий, полагаю, активный и требовательный разговор должен состояться в местном сообществе повсеместно. Почему требовательный? Потому что ответственная часть местного сообщества должна проявить себя, не только думая о сегодняшнем дне, но и о будущем. При этом обсуждения должны быть о стратегии развития районов на основе социально- экономических особенностей того или иного муниципального образования, а не в интересах действующего главы или группы лиц, заинтересованных в том или ином варианте. Что-то подобное у нас происходило и происходит, только об этом мы вслух не говорим. Но не об этом сейчас речь, поэтому о главном по порядку.
Начало этой очень большой и сложной работы Президент страны положил в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года, где одним из первых он обозначил задачу уточнения общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. При этом местная власть должна быть устроена так, чтобы «любой гражданин мог дотянуться до нее рукой».
Материалы рабочей группы Всероссийского совета по местному самоуправлению и Общероссийского Конгресса муниципальных образований, материалы Всероссийского съезда муниципальных образований, предложения руководителей и специалистов муниципальных образований, ученых и экспертов в сфере местного самоуправления и муниципального права послужили основой для выработки проекта закона об изменении в Федеральный закон о местном самоуправлении. Если коротко, то основная их суть в следующем: двухуровневую модель организации местного самоуправления предлагается распространить на крупные городские округа. Для этого вводятся два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Следующее принципиальное предложение - в целях усиления роли городских и сельских поселений в организации обеспечения деятельности муниципальных районов, повышения эффективности межмуниципальной кооперации и межмуниципального сотрудничества в муниципальных районах предлагается установить способ формирования представительных органов муниципальных районов. Что это значит? Предлагается вариант формирования, а не избрания, проще говоря, делегирования глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства, определяемого уставом данного муниципального района. Основной довод противников данной модели будет один - нельзя нарушать принцип всеобщей выборности...
Хотя понятно, что главы и депутаты сельских поселений проходят выборы, а вторые, более того, повторные, и вообще любой район состоит из поселений. Больше всего хотелось бы обратить внимание читателей на доводы разработчиков данных поправок, что они преследуют цель повышения роли глав сельских поселений и соответствующих Советов депутатов, но уже сформированных по другому принципу. Сегодняшняя практика деятельности Советов депутатов муниципальных образований далека от желаемого. Ведь не секрет, что во время выборов замещение некоторого количества округов кандидатами происходит по добровольно-принудительному принципу. Отсюда инертность и безынициативность Советов, вплоть до сложения полномочий отдельными депутатами сельских Советов. Хотя понятно, что в основе лежит вопрос обеспеченности деятельности каждого депутата и соответственно всего депутатского корпуса. А денег не хватает, а взятые или данные обязательства нужно исполнять. А где деньги? А они по-старому в райфо, а кому оно подчиняется? И в итоге все возвращается на круги своя. Поэтому Президентом страны на основе действительно полномасштабного анализа выработаны данные предложения, и самое главное – они комплексные.
Что имеется в виду? То, что благодаря модернизации механизма создания районного Совета решается задача повышения эффективности и результативности деятельности данного коллегиального органа. Это послужит основой для повышения авторитета всей депутатской деятельности. Каким образом? Через выбор модели формирования районного совета, где глава муниципального образования будет избираться из состава депутатов районного Совета и одновременно будет председателем Совета и главой района. Следом идут предложения о перераспределении полномочий между районом и поселениями, а также принципиально меняется механизм подбора кандидатуры и замещения должности руководителя районной администрации. В вопросе перераспределения полномочий арифметическое соотношение следующее: у сельского поселения их остается более десятка, взамен сегодняшних 34-х! Все остальное передается на уровень района, что, впрочем, не исключает возможности работать по-прежнему через соглашения (при обоюдном согласии те или иные полномочия также могут передаваться).
Здесь автор хочет сделать отступление и справедливости ради напомнить, что практика формирования районного Совета из глав и депутатов поселений и последующего избрания из своего состава главы муниципального образования района у нас была апробирована в Муйском районе. И показала далеко не лучшую правоприменительную практику. Почему? Потому что, исходя из положений прежней редакции Федерального закона о местном самоуправлении, большинство депутатов районного Совета, в зависимости от численности населения отдельно взятого поселения, оказались представителями поселка Таксимо. А дальше безотказно сыграл принцип «своя рубашка ближе к телу...». И прежде всего, это проявилось при распределении бюджетных средств. В нынешней же редакции закона эта норма изменена и, как выше отмечалось, в случае формирования районного совета, будет происходить не в зависимости от численности населения поселений, входящих в данное муниципальное образование. Следующее изменение не менее важное, более того, на взгляд автора, очень важное и перспективное: если раньше создание комиссии по подбору кандидатов на должность руководителя районной администрации (почему-то приживается словосочетание сити-менеджер?) производилось ступенчато: предложение о составе комиссии поступало от Главы республики и Народного Хурала, а затем сессия утверждала республиканскую часть, а другую – район, то в данной редакции закона проще, жестче и перспективнее: 50 процентов состава комиссии - руководитель субъекта, 50 процентов - район. Полагаю, что это будет содействовать налаживанию своеобразной вертикали исполнительной ветви власти в республике, что, при известной высокой дотационности районных бюджетов, позволит текущие и среднесрочные программы в районах более плотно увязывать с возможностями республиканского бюджета. А это, в свою очередь, позволит более четче координировать развитие поселений, районов и в целом республики. На практике сегодня на республиканском уровне планы социально-экономического развития в районах такие же, как и в республике, такие же здесь индикаторы; там индикаторы, здесь начальники, там начальники, а положение дел на местах не меняется, как мы планируем и прогнозируем.
Полагаю, переход на вышеизложенный принцип будет содействовать не только практическому совершенствованию планирования и улучшению координации действий, в том числе выстраиванию системы контроля, проверки и исполнения принимаемых решений на всех уровнях власти. В настоящий период нельзя сказать, что такая работа не проводится. Она есть, вплоть до выездных баллансовых комиссий экономическим блоком Правительства республики и заслушивания отчетов руководителей муниципалитетов разного ранга и на разных уровнях. Есть ли результат? Наверное, есть, но не тот, который нужен по масштабу и остроте проблем, накопившихся в местном самоуправлении.
Не последний весомый довод в пользу предложенного варианта - создание кадрового резерва республиканского уровня. Поработал на уровне района, сумел себя показать, значит можно его рассматривать на перспективу.
Вот такие основные мысли по поводу очередного этапа реформирования системы местного самоуправления. Почему очередного? В действительности это не первая попытка модернизации системы местного самоуправления, но, по опыту автора, такой комплексной и системной еще не было. И одно могу в завершение сказать, в большинстве своем в других странах и континентах практическая жизнь ее граждан обеспечивается системой местного самоуправления. Вместе с тем россияне уже привыкли к ежегодному общению с Главой государства, которое бьет рекорды по длительности и содержанию. По объему и сложности обсуждаемых вопросов, разноплановости, но при этом одно неизменно: большая масса вопросов связана с деятельностью местной власти. Так бесконечно продолжаться не может, поэтому Глава государства сделал предложение, слово теперь за местным сообществом.
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ: в 90-е годы, когда еще практически не была сформирована законодательная база по местному самоуправлению, работал первым заместителем главы Иволгинского района, затем возглавлял комитет Народного Хурала по государственному устройству и местному самоуправлению, и уже сам занимался вопросами местного самоуправления, только уже на законодательном уровне.
На прошедшей, сентябрьской, сессии Народного Хурала принят закон о внесении изменений в Закон Республики Бурятия «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия», согласно которому муниципалитеты в течение 3-х месяцев должны привести свои уставы в соответствие с ним.
Цыденжаб Батуев.