Дефицит бюджета в 2015 году составит около двух миллиардов рублей. Как в этих условиях будет жить республика? Какие программы будут финансироваться? Об этом и другом речь шла в Народном Хурале Бурятии на публичных слушаниях по проекту закона РБ «О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
«Это ответственное мероприятие. Ему предшествовала большая работа в бюджетном и других комитетах Народного Хурала», - отметил Председатель республиканского парламента Матвей Гершевич и призвал участников публичных слушаний активно включиться в обсуждение документа.
18 госпрограмм
Напомним, законопроект подготовлен в соответствии с Законом РБ «О бюджетном процессе в Республике Бурятия», на основании прогноза социально-экономического развития региона на 2015-й и на плановый период 2016 и 2017 годов и государственных программ РБ.
Основные параметры республиканского бюджета в 2015 году определены в следующих размерах: доходы составят 37386986,4 тысячи рублей, расходы – 39808656,2 тысячи рублей, дефицит – 1971669,8 тысячи рублей.
Исполняющий обязанности министра финансов РБ Всеволод Мухин отметил, что «бюджет сложный, он формируется в условиях снижения возможностей бюджета». Большая часть его денег направляется на исполнение 18 государственных программ. На их финансирование предусмотрено более 36 миллиардов рублей, из них 27 миллиардов - на социальную сферу. Так, на развитие экономики Бурятии направлено 6 государственных программ, 2 – на развитие инфраструктуры. К примеру, в программе «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия» основное место занимают бюджетные ассигнования на дорожное хозяйство, в том числе на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них. По программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» предусмотрены средства на обеспечение софинансирования мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», на создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров «Подлеморье», «Кяхта», «Байкальский», «Тункинская долина».
Исполняющий обязанности министра финансов уточнил, что сохранены все действующие выплаты – субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг, поддержка пожилых людей, выплата республиканского материнского капитала. Так, доля разделов «образование», «здравоохранение» и «социальная сфера» составляет две трети от общих расходов республиканского бюджета.
При этом Всеволод Мухин отметил, что сейчас первоочередная задача – приложить максимум усилий для увеличения доходной части бюджета.
Поддержите местных товаропроизводителей
Между тем председатель Комитета Народного Хурала РБ по бюджету, налогам и финансам Ц.Э.Доржиев считает, что в этих условиях нужно принять меры по поддержке местных товаропроизводителей. Это Селенгинский ЦКК, «Улан-Удэнский стальмост» и другие.
«Мы потеряли налогооблагаемую базу из-за приостановки «Макбура», «Амты» и других предприятий», - уточнил он.
Также налогооблагаемая база значительно пострадала из-за приостановления работы единственного производителя алкогольной продукции «Байкалфарма». По словам Цырена Доржиева, в результате этого республиканский бюджет потерял около 500 миллионов рублей.
«В былые годы «Байкалфарм» переводил нам до 1,5 миллиарда рублей», - отметил Цырен Эрдынеевич.
Депутат Сергей Мезенин предложил по акцизам на спиртосодержащую продукцию обозначить конкретную сумму, чтобы Правительство республики приняло меры по реанимированию предприятия «Байкалфарм», либо способствовало открытию нового – по производству алкогольной продукции. «Это и налоги, и новые рабочие места», - говорит Сергей Мезенин.
Как увеличить деньги для муниципалитетов?
В бюджете субсидии на исполнение расходных обязательств муниципальных районов (городских округов) сокращены почти в два раза. В 2014 году предусматривалось более 600 миллионов рублей, в проекте бюджета на 2015-й – около 381 миллиона рублей.
«Муниципалитетам тяжело, - отметил Сергей Мезенин. – На совещании рабочей группы представители министерства финансов сказали, что более 200 миллионов рублей предусмотрено на заработную плату помощников воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях, но на сегодня из муниципального бюджета финансируется зарплата так называемого прочего персонала. Это технические работники, дворники, сторожа, повара, водители. Все они, а также работники культуры находятся на МРОТ».
Сергей Мезенин обратил внимание на то, что в проекте бюджета не учтено повышение минимального размера оплаты труда на 5,6 процента с 1 января 2015 года, а также обеспечение начисления до уровня МРОТ заработной платы низкооплачиваемым работникам муниципальных учреждений. Поэтому он предложил увеличить субсидии муниципальным районам на исполнение расходных обязательств и выплату заработной платы в достаточном объеме.
Также Сергей Мезенин предложил средства на инфраструктуру районам распределять по действующей в этом году методике. «Средства инфраструктуры – это единственный источник для поддержания в надлежащем виде зданий и сооружений бюджетной сферы, - говорит он. – Также в представленном законопроекте отсутствуют субсидии на организацию сбора и вывоза мусора в местах массового отдыха. В этом году на эти цели сельским поселениям было направлено 3,6 миллиона рублей. Это в основном касается уборки мусора на побережье озера Байкал. Если мы собираемся увеличивать поток туристов в нашу республику, то расходы на уборку мусора необходимо предусматривать».
В целом Сергей Мезенин выразил надежду, что ситуация с бюджетом в течение года будет меняться в лучшую сторону.
За предсказуемый бюджет
Замечания по проекту бюджета высказал председатель Комитета Народного Хурала РБ по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку А.П.Попов.
В 2015 году на сельское хозяйство и рыболовство предусматривается около 550 миллионов рублей, в том числе 125 миллионов – из федерального бюджета. Из республиканского бюджета на сельское хозяйство направляется 424 миллиона рублей, из них 150 миллионов – это финансовое обеспечение мероприятий Государственной программы АПК и сельских территорий Бурятии.
«Уровень финансирования программных мероприятий уменьшается. Так, в 2012 году было предусмотрено 350 миллионов рублей, в 2013-м – 280 миллионов, в 2014-м – 220 миллионов. В 2015 году эта сумма сокращается по сравнению с 2014-м на 70 миллионов рублей. Вместе с тем, согласно действующей редакции Государственной программы развития АПК, потребность в финансировании ее мероприятий из республиканского бюджета в 2015 году составляет 316 миллионов рублей. Таким образом, предусмотренный законопроектом объем финансирования программных мероприятий только наполовину обеспечивают ее потребность», - заметил Александр Петрович.
Он выразил опасения членов комитета за выполнение индикаторов Госпрограммы. В то же время отметил, что крупные предприятия не решают проблему развития сельской территории. «В этой связи считаем, что поддержка мелкотоварного производства также должна быть приоритетным направлением и должна выражаться не только в форме предоставления субсидий, но и в информационно-консультационном обеспечении, организации сбыта произведенной ими продукции, ветеринарного обслуживания и других мер», - подчеркнул председатель аграрного комитета.
Отметим, в законопроекте не предусмотрено финансирование ведомственных целевых программ. Это связано с изменениями, вносимыми в Государственную федеральную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в соответствии с которыми практически отменяется финансирование региональных экономически значимых программ развития сельского хозяйства.
Также не предусмотрено финансирование подпрограмм «Техническая и технологическая модернизация» и «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения». Эти мероприятия, по словам Александра Попова, стимулировали бы приобретение высокотехнологичной техники и оборудования, а также создали условия для увеличения природно-ресурсного потенциала сельскохозяйственных угодий.
Александр Попов отметил, что размер субсидий погектарной поддержки очень низкий, он не обеспечивает уровень ранее существовавших, так называемых прямых мер господдержки – это субсидии на приобретение минеральных удобрений, средств химической защиты растений и предоставление льготного ГСМ.
«Необходимо, чтобы республиканский бюджет был предсказуемый, чтобы сельскохозяйственные товаропроизводители заранее могли знать, по каким направлениям гарантированно будет оказываться господдержка и планировать свою деятельность», - заключил Александр Попов.
«Лошади и поэты должны быть сытыми!»
Эмоциональным стало выступление народного поэта Бурятии, члена Общественной палаты РБ Константина Соболева.
«Правители всех народов во все времена относились к писателям и поэтам с должным уважением. Король Генрих четвертый даже издал закон: «Лошади и поэты должны быть сытыми!», - заявил он.
По словам Соболева, писатель – это книги, нет книг – нет и писателя, и сегодня в республике книги издаются на деньги спонсоров. Он заметил, что финансовому сокращению, больше чем остальные министерства, подверглось министерство культуры.
«Нет строчки на книгоиздание, а там было-то всего 1,5 миллиона рублей. Учтите, что издание одной книжки для детей стоит не менее ста пятидесяти тысяч. Если учесть, что большая часть денег ушла на краеведческую литературу, то в сухом остатке издали 3-5 художественных книг, - подчеркнул Константин Соболев. - Хотя бы в Год литературы общество должно осознать, что власть в Бурятии ценит таланты. Было бы целесообразно увеличить размер государственной премии в республике хотя бы до трехсот тысяч, а размер стипендии поднять до 5 тысяч рублей».
По его мнению, как пройдет Год литературы в Бурятии, можно будет оценить по одному критерию: сколько будет издано в республике художественных книг. Поэт выразил надежду, что наконец-то будет издан справочник «Поэты и писатели Бурятии».
«Курс «Литература Бурятии» в школах есть, а элементарного справочника нет. Поэтому предлагаю выделить на издание художественных книг 3 миллиона рублей и столько же - на обновление библиотечного фонда, направив часть денег на покупку книг писателей и поэтов Бурятии. Подобные проекты есть во многих субъектах», - сказал он.
Второй критерий, по которому следует оценивать проведение Года литературы, по его мнению, станет то, сколько пройдет в республике встреч писателей с читателями. В качестве примера привел Ленинградскую область, где при активной финансовой поддержке администрации ежегодно проходят литературные десанты. Писатели исколесили область вдоль и поперек, уделяя особое внимание детям.
Участники публичных слушаний приняли рекомендации Народному Хуралу, Правительству, органам местного самоуправления Бурятии. Напомним, в первом чтении проект бюджета будет представлен парламентариям на очередной сессии 5 ноября, а второе чтение документа состоится на декабрьской сессии.
Фото Светланы Намсараевой.