На прошедшей сессии Народного Хурала РБ депутаты приняли проект республиканского бюджета на 2015-2017 годы в первом чтении, где рассмотрены основные его характеристики. О том, какая работа ведется над законопроектом, его особенностях формирования, наша беседа с председателем Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по бюджету, налогам и финансам Ц.Э.Доржиевым.
- Цырен Эрдынеевич, расскажите об особенностях формирования бюджета 2015 года.
- Проект закона о республиканском бюджете на 2015 год и на последующий двухлетний плановый период подготовлен в соответствии с Бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. В основу формирования проекта бюджета заложены прогноз социально-экономического развития Бурятии на 2015-2017 годы, основные направления бюджетной и налоговой политики на этот же период, ожидаемое исполнение республиканского бюджета в 2014 году.
За основу формирования доходов бюджета принят базовый вариант прогноза социально-экономического развития республики на 2015-2017 годы. Он учитывает сценарные условия развития России и текущие тенденции развития региона на фоне замедления экономического роста в мировом и общероссийском масштабе.
Проект республиканского бюджета сформирован по «программному» принципу. Его основу составили 18 государственных программ с объемом финансирования на 2015 год – 36,4 миллиарда рублей, или 91,5 процента от общего объема расходов.
Для обеспечения устойчивости бюджета законопроект ежегодно сформирован с учетом сокращения предельного размера дефицита с 15 до 10 процентов прогноза объема налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета на соответствующий год.
- Назовите основные расходы республиканского бюджета.
- В бюджете следующего года важная роль отведена реализации «майских» указов Президента РФ, в том числе направленных на повышение заработной платы бюджетников, а также финансированию всех социальных обязательств. То есть в структуре расходов в 2015 году по-прежнему наибольший удельный вес составляют расходы на образование – 25,2 процента, затем – на исполнение расходных обязательств в области здравоохранения – 23,1 процента, социальной политики – 18,1 процента.
Необходимо отметить снижение доли в общем объеме расходов по разделу «Национальная экономика» - с 15,8 процента в 2014-м до 9,9 процента в 2017 году, по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» - с 5,5 процента до 1,5 в 2017-м. При этом отмечается увеличение расходов по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» с 266,3 миллиона рублей в 2014 году до 994,2 миллиона рублей в 2017-м.
На данном этапе рассмотрения республиканского бюджета трудно проанализировать структуру и виды расходов. Ко второму чтению могут быть изменены объемы поступления из федерального бюджета, также уточнены собственные доходы и соответствующие изменения объемов финансирования тех или иных расходов. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению предстоит большая работа по оптимизации отдельных направлений расходов, будет рассмотрена обоснованность и целесообразность каждого из них.
- Вы сказали, что в основе формирования бюджета заложен программный принцип финансирования.
- На следующие три года также продолжена практика формирования бюджета в программной структуре расходов. Перечень государственных программ сформирован по четырём основным стратегическим целям социально-экономического развития республики. На развитие социальной сферы направлено 7 госпрограмм, на развитие экономики – 6, на развитие инфраструктуры – 2, на совершенствование государственного управления – 3. Так, в рамках реализации программ в социальной сфере сохранены все действующие социальные выплаты. Будут предоставлены субсидии гражданам при оплате жилья и коммунальных услуг, выплаты на социальную поддержку пожилых людей, оказана государственная поддержка детей-сирот, продолжится выдача сертификатов на республиканский материнский капитал, компенсация части родительской платы за детский сад.
По программам экономики предусмотрены расходы на содействие занятости населения, строительство объектов инженерной и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного и автотуристических кластеров, развитие АПК и сельских территорий, лесного хозяйства и другие мероприятия.
Расходы по развитию инфраструктуры направлены на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, строительство и реконструкцию автодорог и мостов, содержание автомобильных дорог.
Вместе с тем практика исполнения республиканского бюджета в 2014 году показывает, что постоянно меняются объемы финансирования государственных программ. При этом уточняются цели, задачи, мероприятия, показатели и результативность. Депутаты считают, что при таком подходе госпрограммы не могут рассматриваться как полноценный и действенный инструмент планирования и исполнения республиканского бюджета.
- С чем связано снижение объема дотаций и субсидий муниципальным образованиям?
- В проекте бюджета не предусмотрены дотации на поощрение органов местного самоуправления за достижения наилучших показателей и на празднование юбилейных дат и мероприятий. Также снижены объемы дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это объясняется тем, что эти дотации заменены дополнительными дифференцированными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты. Субсидии на исполнение расходных обязательств муниципальных районов (городских) округов также снижены: с 1 января 2015 года полномочия по содержанию младших воспитателей, кассиров, бухгалтеров детских дошкольных учреждений передаются из местного уровня на республиканский. При этом к уровню 2014 года увеличиваются субвенции на финансовое обеспечение получения дошкольного образования.
Вместе с тем в проекте бюджета предусмотрены субсидии муниципальным образованиям на капитальные вложения.
- Цырен Эрдынеевич, какие расходы могут быть включены в бюджет ко второму чтению?
- На прошедшей сессии депутаты приняли постановление Народного Хурала. В частности, о возможности включения в республиканский бюджет на 2015 год дополнительных бюджетных ассигнований. Это на реализацию республиканского закона о детях войны, индексацию размера ежемесячных денежных выплат на уровень инфляции 2015 года приемной семье и семьям опекунов, увеличение расходов на строительство моста через реку Хилок у села Верхний Мангиртуй, на развитие АПК, издание краеведческой и детской литературы, господдержку проката национальных фильмов, субсидий муниципалитетам и т.д. Мы отметили несколько позиций, на наш взгляд, наиболее важных, не терпящих отлагательства.
Бюджет 2015 года будет сложным и напряженным. И мы считаем, что основная задача в условиях бюджетных ограничений – это повышение качества финансового, бюджетного управления, работа на всех уровнях власти по росту доходов и повышению эффективности расходов.
Фото Сэрэгмы Дондоковой.