Власть 12 ноя 2014 1522

​Цырен Доржиев: «Расходы невозможны без доходов»

На прошедшей сессии Народного Хурала РБ депутаты приняли проект республиканского бюджета на 2015-2017 годы в первом чтении, где рассмотрены основные его характеристики. О том, какая работа ведется над законопроектом, его особенностях формирования, наша беседа с председателем Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по бюджету, налогам и финансам Ц.Э.Доржиевым.

- Цырен Эрдынеевич, рас­скажите об особенностях фор­мирования бюджета 2015 года.

- Проект закона о республи­канском бюджете на 2015 год и на последующий двухлетний плановый период подготовлен в соответствии с Бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Бу­рятия. В основу формирования проекта бюджета заложены прогноз социально-экономи­ческого развития Бурятии на 2015-2017 годы, основные на­правления бюджетной и на­логовой политики на этот же период, ожидаемое исполнение республиканского бюджета в 2014 году.

За основу формирования доходов бюджета принят базо­вый вариант прогноза социаль­но-экономического развития республики на 2015-2017 годы. Он учитывает сценарные усло­вия развития России и текущие тенденции развития региона на фоне замедления экономиче­ского роста в мировом и обще­российском масштабе.

Проект республиканско­го бюджета сформирован по «программному» принципу. Его основу составили 18 государ­ственных программ с объемом финансирования на 2015 год – 36,4 миллиарда рублей, или 91,5 процента от общего объема рас­ходов.

Для обеспечения устойчиво­сти бюджета законопроект еже­годно сформирован с учетом со­кращения предельного размера дефицита с 15 до 10 процентов прогноза объема налоговых и неналоговых доходов респу­бликанского бюджета на соот­ветствующий год.

- Назовите основные рас­ходы республиканского бюд­жета.

- В бюджете следующего года важная роль отведена ре­ализации «майских» указов Президента РФ, в том числе на­правленных на повышение за­работной платы бюджетников, а также финансированию всех социальных обязательств. То есть в структуре расходов в 2015 году по-прежнему наибольший удельный вес составляют рас­ходы на образование – 25,2 про­цента, затем – на исполнение расходных обязательств в обла­сти здравоохранения – 23,1 про­цента, социальной политики – 18,1 процента.

Необходимо отметить сни­жение доли в общем объеме расходов по разделу «Наци­ональная экономика» - с 15,8 процента в 2014-м до 9,9 про­цента в 2017 году, по разделу «Жилищно-коммунальное хо­зяйство» - с 5,5 процента до 1,5 в 2017-м. При этом отмечается увеличение расходов по разделу «Обслуживание государствен­ного и муниципального долга» с 266,3 миллиона рублей в 2014 году до 994,2 миллиона рублей в 2017-м.

На данном этапе рассмо­трения республиканского бюд­жета трудно проанализировать структуру и виды расходов. Ко второму чтению могут быть изменены объемы поступле­ния из федерального бюджета, также уточнены собственные доходы и соответствующие из­менения объемов финансиро­вания тех или иных расходов. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению предстоит большая работа по оптимиза­ции отдельных направлений расходов, будет рассмотрена обоснованность и целесообраз­ность каждого из них.

- Вы сказали, что в основе формирования бюджета за­ложен программный принцип финансирования.

- На следующие три года также продолжена практика формирования бюджета в про­граммной структуре расходов. Перечень государственных про­грамм сформирован по четы­рём основным стратегическим целям социально-экономиче­ского развития республики. На развитие социальной сферы направлено 7 госпрограмм, на развитие экономики – 6, на раз­витие инфраструктуры – 2, на совершенствование государ­ственного управления – 3. Так, в рамках реализации программ в социальной сфере сохранены все действующие социальные выплаты. Будут предоставлены субсидии гражданам при оплате жилья и коммунальных услуг, выплаты на социальную под­держку пожилых людей, оказа­на государственная поддержка детей-сирот, продолжится вы­дача сертификатов на республи­канский материнский капитал, компенсация части родитель­ской платы за детский сад.

По программам экономики предусмотрены расходы на со­действие занятости населения, строительство объектов ин­женерной и обеспечивающей инфраструктуры туристско-ре­креационного и автотуристиче­ских кластеров, развитие АПК и сельских территорий, лесного хозяйства и другие мероприя­тия.

Расходы по развитию ин­фраструктуры направлены на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищ­ного фонда, строительство и реконструкцию автодорог и мо­стов, содержание автомобиль­ных дорог.

Вместе с тем практика ис­полнения республиканского бюджета в 2014 году показы­вает, что постоянно меняются объемы финансирования го­сударственных программ. При этом уточняются цели, задачи, мероприятия, показатели и результативность. Депутаты считают, что при таком подходе госпрограммы не могут рассма­триваться как полноценный и действенный инструмент пла­нирования и исполнения респу­бликанского бюджета.

- С чем связано снижение объема дотаций и субсидий муниципальным образовани­ям?

- В проекте бюджета не предусмотрены дотации на по­ощрение органов местного са­моуправления за достижения наилучших показателей и на празднование юбилейных дат и мероприятий. Также сни­жены объемы дотации на вы­равнивание бюджетной обе­спеченности. Это объясняется тем, что эти дотации заменены дополнительными дифферен­цированными нормативами отчислений от налога на дохо­ды физических лиц в местные бюджеты. Субсидии на испол­нение расходных обязательств муниципальных районов (го­родских) округов также сниже­ны: с 1 января 2015 года полно­мочия по содержанию младших воспитателей, кассиров, бух­галтеров детских дошкольных учреждений передаются из местного уровня на республи­канский. При этом к уровню 2014 года увеличиваются суб­венции на финансовое обеспе­чение получения дошкольного образования.

Вместе с тем в проекте бюд­жета предусмотрены субсидии муниципальным образованиям на капитальные вложения.

- Цырен Эрдынеевич, какие расходы могут быть включены в бюджет ко второму чтению?

- На прошедшей сессии депутаты приняли поста­новление Народного Хурала. В частности, о возможности включения в республиканский бюджет на 2015 год дополни­тельных бюджетных ассигно­ваний. Это на реализацию ре­спубликанского закона о детях войны, индексацию размера ежемесячных денежных выплат на уровень инфляции 2015 года приемной семье и семьям опе­кунов, увеличение расходов на строительство моста через реку Хилок у села Верхний Мангир­туй, на развитие АПК, издание краеведческой и детской ли­тературы, господдержку про­ката национальных фильмов, субсидий муниципалитетам и т.д. Мы отметили несколько позиций, на наш взгляд, наибо­лее важных, не терпящих отла­гательства.

Бюджет 2015 года будет сложным и напряженным. И мы считаем, что основная задача в условиях бюджетных ограни­чений – это повышение каче­ства финансового, бюджетно­го управления, работа на всех уровнях власти по росту дохо­дов и повышению эффективно­сти расходов.

Фото Сэрэгмы Дондоковой.


Читайте также