Власть 23 дек 2016 1321

​Интриги на выборах Главы Бурятии не будет – эксперты

Интриги на выборах Главы Бу­рятии в будущем году с вы­сокой долей вероятности не случится. Эксперты считают: нынешний Глава республики Вячес­лав Наговицын – фигура избирае­мая и вполне может идти на следу­ющий срок. Более того, поддержка Сергея Кириенко – фактор реальный, а кадровый голод, который на­блюдается по всей стране, и особен­но в Сибири и на Дальнем Востоке, отнюдь не способствует смене руко­водства в стабильном регионе, пишет газета «Бурятия».

«Коней на переправе не меняют»?

Кадровый голод в стране действи­тельно стал в последние годы серьез­ной проблемой, причем практически на всех уровнях власти. А «губерна­торский уровень» - под особым при­целом критики, и потому уязвим для выпуска социального пара, считает член Общественной палаты России, директор научно-исследовательского центра «Особое мнение» политолог Екатерина Курбангалеева.

- Ситуация с кадрами почти везде, не только в регионах Сибири и Даль­него Востока, оставляет желать луч­шего. Сейчас региональный уровень, уровень губернаторов и субъектовых администраций - уровень такого «кон­сенсуса критики»: с одной стороны, всегда вызывает интерес у СМИ и экс­пертов - есть простор для сравнитель­ного анализа, с другой - относительно безопасно, заступиться некому, да и сам губернаторский корпус разроз­нен, единым фронтом в свою защиту не выступит. Таким образом, сейчас это самый удобный уровень для выпуска пара в условиях ухудшающейся социально- экономической ситуации, - отмечает Екатерина Курбангалеева. - С учетом вышесказанного, а также разбалан­сирования региональных бюджетов и нарастания бюджетной долговой на­грузки желающих «порулить» регио­нами сильно поубавилось. Некоторые назначения до сих пор создают ощу­щение случайности выбора.

По мнению политолога, профес­сора Национального исследователь­ского университета – Высшей школы экономики Олега Матвейчева, особен­но кадровый голод касается муници­пальных образований.

- Там ситуация просто катастрофи­ческая с людьми, которые могли бы всем этим заниматься. Что касается губернаторов – есть кандидатуры до­стойные, с этим все нормально, - счи­тает политолог.

Очевидно, что Кремль сделает ставку на «нормальные» кандидатуры и среди действующих глав регионов – потрясения последних лет и итоги протестных выборов, например, как это случилось в соседней Иркутской области, никому не нужны. Похоже, в том числе, как выяснилось по прошествии времени, и самому региону: к ряду серьезных, уже новейших про­блем в регионе прибавилась еще одна составляющая – налицо разобщение местных бизнес- и политических элит. А главное - договориться им между собой и с нынешним губернатором Иркутской области в ближайшем бу­дущем вряд ли представляется воз­можным. В итоге соседний регион, ставший «красным» на протестных настроениях, пар, что называется, вы­пустил, но улучшения ситуации не по­лучил – если не сказать наоборот.

Очевидно, что «болевой точкой», особенно в кризисные годы, для фе­дерального центра остается сохране­ние экономической стабильности в регионе, тем более в столь отдален­ном, коим является Бурятия. При этом стоит учитывать совершенно раз­личные «стартовые позиции» реги­онов – отлично, если в субъекте есть нефть или алмазы, оборонное про­изводство или тучные поля. Однако таковых в России не так уж много, а потому, увы, есть печальные примеры и среди регионов-«одноклассников». В частности, прошлогодняя отставка теперь уже экс-главы Забайкальского края Константина Ильковского про­демонстрировала всей стране, что длительные задержки зарплат в бюд­жетной сфере – это не воспоминания из 90-х, а реалии XXI века в отдельно взятом регионе. Официальной причи­ной отставки губернатора стал срыв программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Однако это была лишь вершина айс­берга из проблем ЖКХ, практически полного прекращения пригородного железнодорожного сообщения из- за конфликта с РЖД, стремительной криминализации молодежи региона, а также тесные «игры» со «Справед­ливой Россией». Стоит отметить, что при этом Константин Ильковский стабильно находился в «середнячках» множества рейтингов губернаторов.

Из виртуальности – в реальность?

К слову, сами политологи–экспер­ты различных рейтингов считают: к рейтингам нельзя относиться как к абсолютной истине, но и не обращать на них внимание нельзя, несмотря на то, что проблемы ангажированности, увы, не избежать.

- Каждый рейтинг что-то отражает, рейтинги делают эксперты. Собирают свое понимание, что и как устроено, смотрят различные цифры: кто-то так посмотрел, кто-то так. При этом, ко­нечно, стоит учитывать, что любой экс­перт в любом случае имеет свое субъ­ективное мнение, ангажированное оно или не ангажированное, но субъектив­ное, - отмечает Олег Матвейчев.

Екатерина Курбангалеева согласна с коллегой – ангажированности при составлении рейтингов не избежать.

- Последнее время был только один рейтинг, на который было принято ориентироваться - рейтинг ФоРГО. Сейчас, когда негласное эмбарго на такие рейтинги было снято, под конец года вышло несколько рейтингов. В одном из них я также выступаю экс­пертом. Это, в общем, неплохо. «Пусть расцветают 100 цветов». Однако необ­ходимо понимать, что отдельные вы­воды не свободны от волюнтаризма самих составителей рейтингов, а то и просто ангажированы, - отмечает политолог.

По словам Екатерины Курбангале­евой, ангажированность отдельных экспертов присутствует всегда.

- Перефразируя известное выска­зывание - «быть в политике, и быть свободной от политики нельзя». Но дальше уже включаются составители рейтингов, которые обобщают мне­ния и выводят средневзвешенную оценку. И здесь чрезвычайно важна методология и исследовательская объективность рейтинга. От этого в конечном итоге зависит профессио­нальная репутация составителей рей­тинга, - считает политолог.

Матвейчев: «Наговицын – избираемый»

По словам политолога, профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа эконо­мики» Олега Матвейчева, у нынешне­го Главы Бурятии, срок полномочий которого истекает в будущем году, есть все шансы быть вновь избран­ным.

- В принципе, в республике по кри­териям экономическое положение вполне нормальное. Никакого упадка или катастрофы экономической нет – это раз. Второе: сам рейтинг Наго­вицына тоже вполне нормальный, он избираемый и может идти на следу­ющий срок. Третье: мы не слышим из Бурятии никаких серьезных громких дел, связанных с коррупцией, напри­мер, как в Кемеровской области, где арестовали двух заместителей губер­наторов. Понятно, что идут какие-то аресты и что-то есть, но это более мел­кий уровень – серьезных скандалов на самом деле нет, - считает Олег Матвей­чев. – И, наконец, следующий момент: думаю, что Вячеслава Наговицына бу­дет поддерживать Сергей Кириенко, потому что с Росатомом у Наговицына сложились нормальные, хорошие от­ношения. И вновь избранный депутат Госдумы Алдар Дамдинов вполне мо­жет быть этаким лоббистом.

Единственной более или менее серьезной проблемой для Вячеслава Наговицына Олег Матвейчев считает «элитные конфликты».

- Скажем, мы все понимаем, что есть не удовлетворенный своим нынеш­ним положением Михаил Слипенчук. Вот он может действительно начать какую-то игру против Наговицына, и в этом смысле сейчас уже надо порабо­тать. Если Наговицын решит пробле­му Слипенчука, то есть сделает так, чтобы он был доволен, пристроит его куда-то или как-то с ним договорится о дальнейших вещах, то, в общем-то, серьезных врагов или соперников, на­верное, не будет. Матханов какую-то большую игру вряд ли затеет. Мархаев, естественно, выставится, что-то получит свое. Но Слипенчук, поскольку обладает гигантским финансовым ре­сурсом, действительно может «взор­вать» республику, если сильно начнет «гулять». Это угроза, но ее можно, что называется, купировать до выборов, проведя соответствующие перегово­ры, сесть за стол и все решить. И тогда Наговицын может спокойно переизби­раться на следующий срок, - считает политолог.

Автор: Татьяна Баженова

Читайте также