
По словам и.о. Главы Бурятии Алексея Цыденова, проблемы районов республики очень похожи друг на друга. Основные жалобы - это дефицит медицинских, педагогических кадров и ветеринаров. Не хватает сёлам и деревням новых школ, поликлиник, амбулаторий. Для жителей Баргузинского района остро стоит вопрос с уменьшающейся популяцией омуля - эндемика, который на протяжении сотен лет кормил местных жителей. Более того, сами баргузинцы попали под запрет водоохранной зоны. Пока им на своей территории запрещается практически всё. «Жить нельзя», - сетуют люди. Эти и другие проблемы обсуждались на встречах населения с правительством республики, сообщает газета «Бурятия».
В темноте без денег
Знакомство с районом Алексей Цыденов начал с посещения Баргузинского дацана. А после этого поспешил на встречу с представителями ТОСовского движения. Они пожаловались исполняющему обязанности руководителя региона на то, что очень часто им приходится сидеть в темноте. Свет отключают «от любого дуновения ветерка». А специалист, который может «вернуть» людям электричество, находится в Баргузине. Из-за больших расстояний жителям села приходится часами ждать электроэнергии.
«У нас одна самая большая проблема много лет - это обеспечение электроэнергией. Вопрос зависает, постоянное отключение», - рассказала глава поселения «Хилганайское» Людмила Будаева.
Алексей Цыденов попросил жителей подготовить ему информацию со статистикой и хронологией отключений. Он отметил, что этот вопрос намерен обсудить с руководителем «Россетей».
«К нам приедет президент ПАО «Россети» Олег Бударгин, и мы все проблемы с ним обсудим. По отключениям подготовьте справку – такого-то числа не было света столько-то часов. Нужна объективная информация», - сказал Алексей Цыденов.
Ещё одна проблема, о которой рассказали жители отдалённых посёлков, это отсутствие банкоматов. Банки исправно перечисляют зарплаты и пенсии на карты клиентам. Вот только снять наличные негде.
«Нам приходится ездить в Баргузин. А поездка туда и обратно обходится в 500 рублей. Но даже эти деньги надо где-то взять», - возмутились жители.
Они попросили поставить хотя бы один банкомат на два села. Этот вопрос правительство республики и администрация Баргузинского района возьмут в разработку.
Опилочное топливо и «нервная» рыба
На встрече с жителями посёлка Усть-Баргузин Алексею Цыденову рассказали о бесхозных опилках, которые остаются после заготовки древесины. И.о. Главы Бурятии заметил, что никому не нужные сейчас опилки могут стать не только топливом для местных котельных, но и обернуться неплохой прибылью для района.
«Сейчас разрабатывается проект с возможностью перевода котельных в районах на пеллетное отопление. Китай в феврале этого года признал пеллетное топливо экологически чистым и сам стимулирует его использование. То есть можно будет не только топить свои котельные, но и продавать пеллеты в Китай. Однако важно, чтобы перевод котельных на этот способ отопления не увеличил тариф для населения. Если увеличения не удастся избежать, этого делать не будут», - сообщил Алексей Цыденов.
Ещё одну неоднозначную инициативу - запрет моторных лодок в период нереста - озвучили жители Усть-Баргузина. По мнению рыбаков, шумные моторные лодки пугают омуль, и он не заходит на нерест. Алексей Цыденов неожиданно предложение поддержал и отметил, что необходим запрет не только на моторные лодки, но и на вертолёты, которые приземляются возле Байкала.
«Нужно готовить нормативно-правовую базу под этот запрет. Это очень правильное замечание, необходимо обеспечить нормальные условия в период нереста», - заявил исполняющий обязанности Главы Бурятии.
Этот вопрос требует тщательной проработки. Остаётся надеяться, что к нему подойдут взвешенно. Ведь если запретить лодки всем, в том числе и рыбоохране, тогда последним придётся догонять «шустрых» браконьеров на резиновой лодке с вёслами.
Водоохранные парадоксы
Вооохранная зона в Бурятии стала для жителей прибрежных сёл Байкала своего рода резервацией. Людям, чьи предки сотни лет жили на этой земле, в один день запретили практически всё. Нельзя строить дороги, кладбища, очистные сооружения. И на каждый захудалый сарай требуется недешёвая экологическая экспертиза.
«Здесь жить нельзя», - заметила одна из местных жительниц.
На встрече с баргузинцами Алексей Цыденов сообщил, что надеется на принятие нормативного акта, определяющего новые границы водоохранной зоны, до конца года.
«Минприроды России нам уже направило проект по новым границам водоохраной зоны. И все наши корректировки, которые есть, мы отправили в минприроды России, со всеми координатами, которые учитывают все населённые пункты. Минприроды их получило, сроки установлены до марта месяца следующего года, но мы надеемся, что до конца этого года получим документ, определяющий новые границы водоохраной зоны», - рассказал Алексей Цыденов.
Действительно, этот вопрос находится на контроле минприроды России. Более того, Владимир Путин, во время рабочего визита в Бурятию сказал о необходимости сохранения баланса между экологической безопасностью для Байкала и нормальной жизнью для людей, живущих на его берегах. Министр природы России Сергей Донской отметил, что уже готово постановление правительства, которое исключает 40 населённых пунктов из 81 из водоохраной зоны.
«Что касается остальных, то мы договорились, что коллеги их исключат из водоохраной зоны в том постановлении, которое будет утверждаться правительством. С учётом строительства и мусоропереработки. Это требует подхода регионов, чтобы они посмотрели и оценили всё с точки зрения социально-экономического развития», - сообщил Сергей Донской.
Ещё одним парадоксом «водоохранки» стало то, что новые требования ведомств обязывают строить современные очистные сооружения на берегах Байкала. Но строительство здесь запрещено. Если границы водоохранной зоны изменят, то очистные сооружения станут не мечтой, а вполне доступной реальностью.
«Мы рассчитываем начать строительство трёх очистных сооружений уже в этом году сразу в трёх точках: в Баргузине, Усть-Баргузине - по 100 кубов в сутки и в Максимихе - по 50 кубов. Цена вопроса - порядка 100 млн рублей. Потенциальный инвестор уже найден», - сообщил он.
Кроме того, в 2019 году в Баргузине планируют построить полигон ТБО. Земельный участок администрация района уже выделила. Дело за проектно-сметной документацией.
«Нам удалось вывести участок из «зелёной» зоны. Минстрой Бурятии уже проводит конкурс на разработку проектно-сметной документации на строительство полигона. После её получения и прохождения всех процедур мы подадим заявку в федеральную целевую программу по охране озера Байкал. Строительство полигона планируем начать в 2019 году», - сообщил и.о. министра природы Бурятии Юрий Сафьянов.
Надежда на дорогу
Во время встречи правительство Бурятии озвучило ещё одну долгожданную для многих местных жителей новость. Дорогу до Усть-Баргузина могут построить уже в следующем году.
«Деньги выделены и, более того, в мае было выделено дополнительно 300 млн рублей на строительство дороги до Усть-Баргузина», - заявил и.о. Главы региона.
Однако жителям Курумкана, который находится дальше Баргузина, радоваться пока рано. И в ближайшее время, выезжая куда-то, им придется «прыгать» на кочках по бездорожью. Минтранс России по поручению президента взял на рассмотрение вопрос не строительства дороги, а только возможности включения в федеральную программу. То есть, будет ли финансироваться строительство, пока неизвестно. И людям остаётся пока только надеяться на благосклонность федерального ведомства.
Автор: Елена МЕДВЕДЕВА