Общество 27 июл 2023 1507

В Бурятии выпустят буддийскую книгу-альбом, приуроченную к столетию республики


Настоятель Хойморского дацана «Бодхидхарма» Тункинского района Даши-лама Шаглахаев посвятил немало лет жизни собиранию интереснейшего материала о буддизме, истории и культуре монголов и бурят. Практически закончена подготовка книги-альбома с рабочим названием «Планета Земля - наш общий дом», пишет газета «Бурятия».

В ней будет дан буддийский взгляд на природу человека, общества и истории, бережно переданы народные представления о жизни, истории о чудесных скороходах, силачах, чудесных лошадях - помощниках и спасителях человека.

В альбоме материал будет расположен по главам: «Путешествие души из одного тела в другое», «Монголы и Монголия», «Лучи монастыря Наланды в России», «Саянское нагорье», «Тункинский район - сердце Саянского нагорья».

Альбом будет проиллюстрирован уникальными черно-белыми фотографиями. По просьбе и по сюжетам Даши-ламы Шаглахаева известные бурятские художники Чингиз Шенхоров, Даши и Солбон Лыгденовы, Жаргал Зомонов, монгольские художники написали картины, которые украсят книгу.

Ниже предлагаем ознакомиться с отрывком из будущей книги, посвященным буддийскому оберегу «Дугар Гаржам», который помогал нашим дедам и прадедам в дни Великой Отечественной войны.

Оберег «Дугар Гаржам»

Бурят-монгольские воины, участники Первой мировой и Великой Отечественной войн, имели с собой «пуленепробиваемые» обереги под названием «Дугар Гаржам» (магическая защита), изготовленные учеными бурятскими монахами-ламами. Оберег состоит из буддийских мантр на санскрите и тибетском языке, завернутых в маленький квадрат из кожи домашнего животного. Носят его на шее или в верхнем кармане.

Такой магический «Дугар Гаржам» с помощью хранителей учения Будды или божеств местности оберегал человека от пули или смертельного ранения. Во время сна или наяву бурятским воинам и монахам слышался голос, советовавший «ложись» или «выходи из землянки, окопа» и др. У кого была магическая защита, все вернулись с войны живыми.

Уроженцы Тункинского аймака Бурят-Монголии Ангаскиев Шагдар-Сырен Дашеевич (1910-1995), Ункуев Гомбожаб Доржиевич, оба из села Толтой, и ставший Героем Советского Союза Тулаев Жамбал Ешиевич (1905-1961) из села Амаргол имели такую защиту. По рассказам Н.Ш. Ангаскиевой, ее отцу Ангаскиеву Шагдар-Сырену Дашеевичу достался такой оберег от его отца Ангаскиева Даши, который получил оберег от своего дяди Галсана-Лэгдэна Аржагарова (1901-1960), будущего Хамбо-ламы крупного тибетского монастыря Гоман-Брайбун. Однажды во время сражений на Курской дуге, находясь в землянке, он услышал голос: «Сырен, гар! (Сырен, выходи!)». Сырен успел разбудить спящего рядом русского солдата, тот отказался вставать. Как только Сырен отбежал, в землянку прилетел снаряд и взорвался, многие погибли. Недалеко от Сырена на лошади с колесницей проехал человек в военных доспехах. Сырен узнал в нем одного из хозяев Тункинского района по имени Шаргай-ноёон и начал молиться вслед, а другие солдаты закричали: «Лазутчик!», - и начали стрелять в него.

До войны Ункуев Гомбожаб Доржиевич решил стать ламой и в 1935 году поехал в Ленинградский дацан к самому Хамбо-ламе Агвану Доржиеву, но пожилой лама благословил Гомбожаба и отправил обратно домой, сказав, что наступили тяжелые времена. Позднее Гомбожаб - командир танка Т-34, кавалер двух орденов Красной Звезды - отважно сражался, защищая Родину. Он участник Сталинградской битвы, защитник Сталинграда, танк его экипажа четыре раза был подбит и горел. Доблестный воин дошел до Берлина, живым и здоровым вернулся домой.

Санжеев Ломбо-ламахай, настоятель Хандагайтайского дацана, сделал «Дугар Гаржам» Жамбалу Ешиевичу Тулаеву. В 1943 году он стал Героем Советского Союза и вернулся домой. Хотя имел серьезные ранения, решил второй раз отправиться на войну, но Ломбо-ламахай сказал ему, что если теперь пойдет на войну, то уже не вернется живым. По совету духовного ламы славный воин остался дома и работал заготовителем, председателем колхоза. Умер в 1961 году, сказались ранения, полученные на войне.

Практически никто не знает о подвиге, совершенном заключенными бурятскими монахами. Когда враг вплотную подошел к Москве, к заключенным пожилым бурятским монахам обратился с вопросом Иосиф Сталин: «Возможно ли остановить немцев, подошедших к Москве?» (28 км. оставалось – авт.). Ламы ответили: «Возможно. В Бурят-Монгольском музее города Улан-Удэ есть буддийские обрядовые инструменты. Они нужны будут». Определив специальный день, ученые бурятские ламы провели обряд и вызвали на октябрь-ноябрь того года небывалый холод: более 40 градусов ниже нуля. Фашистские солдаты и их техника, танки, орудия и пр. на ходу замерзали и останавливались.

В 1941 году враг вторично бежал из Москвы, как и в первый раз - в 1812 году. Напомним, в 1812 году бурят-монголы по инициативе хоринского тайши Галсана Мардаева и цоржи ламы Дансарана Чойванова пригласили из Тибета живого бога – оракула-чойжинши, который провел ритуал и вызвал мороз, в результате чего враг отступил от Москвы. Тогда бурят-монголы в составе казачьего полка участвовали в обороне Москвы.

Бурятские ветераны Великой Отечественной войны вспоминали: «В те морозные ноябрьские дни 1941 года в обороне Москвы участвовали одиннадцать военных дивизий из Сибири (это и понятно, только сибиряки могли выдержать такие морозы – авт.). Некоторые бурятские воины видели своих бурятских богов, скачущих на лошадях впереди солдат (Урдамнай бурхануудамнай морин дээрээ hуугаад гуйлгэлдэхэ байhым)».

Особо хочу сказать о пожилых бурятских монахах, которые, оказавшись в ситуации гонений на религию, отбыв ссылку, вернулись домой. Они свято хранили традиции великого учения Будды, продолжали служить Отечеству, работая, например, в восстановленном в 1946 году Иволгинском дацане. Поистине сильные духом люди. Что бы ни случилось в их жизни, какие бы трудности ни встретились на их пути, они оставались настоящими буддистами и созидателями прекрасного будущего для себя и других, стойко и скромно преодолевая тяжесть общественной кармы.

Автор: Даши-лама ШАГЛАХАЕВ

Фото: предоставлено автором

Читайте также