Общество 28 июл 2023 1885

«Песни о БАМе звали в таежную даль…»: труд Натальи Кузьминой на стройке века Бурятия оценила по достоинству

Высокая, стройная женщина, сохранившая осанку и привлекательность, к тому же, как оказалось, стеснительная, встретила нас возле своего дома в поселке Каменск. «Проходите в дом», - пригласила Наталья Валентиновна, при этом так разволновалась, словно мы с Петром Алексеевичем Гурулёвым – приезжие журналисты. «Наташа, мы бамовцы. Что же ты так разволновалась? Не стесняйся, расскажи нам о своей работе на БАМе», - обратилась я.

БАМ как мечта

– Хорошо, как смогу, – начинает она свой рассказ. – Родилась я и окончила школу в поселке Татарский ключ Заиграевского района. Мечтала учиться дальше, выбрала Иркутский техникум гражданского строительства. После его окончания распределили в одну из строительных организаций Иркутска. В то время по радио в программе «Юность» звучали песни о БАМе, звали в таежную даль. Отработав в бригаде отделочников три года, уволилась и приехала домой. Весной 1987 года я уже приняла решение, что поеду на БАМ, только куда – еще не знала. По разговорам поняла, что нужно лететь на самолете в Нижнеангарск, а дальше? Поехала в аэропорт Улан-Удэ, заняла очередь за мужчиной. Он был одет в бамовскую спецовку – подумала, что буду ориентироваться по нему. Мужчина купил билет до Северомуйска, я сделала то же самое. И тут мне в память пришли слова песни, которую я слышала в передаче «Юность»: «Северомуйск, Северомуйск, среди тайги и снежных бурь…». Значит, я на верном пути.

Летели над Байкалом, сидела возле иллюминатора, и сердце трепетало от счастья, что буду работать на строительстве БАМа. Приземлились в Нижнеангарске, вышли пассажиры, в самолет вошли другие – до Северомуйска. Байкал остался позади, а внизу под крылом самолета среди тайги тоненькой ниточкой тянулась магистраль. Вот он – БАМ! Долина внизу стала сужаться, и вот мы уже над горами. Самолет начал снижение, куда же мы приземлимся? Уже выпустил шасси, резко затормозил и совершил посадку среди гор.

Пассажиры выходили, брали вещи и спешили к стоящему маленькому автобусу. Я пошла туда же. Автобус съехал с горы по дороге, еще немного и показался поселок. Въехав в него, автобус остановился, все стали выходить. Спросила у одного мужчины, как найти контору строительной организации, и он махнул рукой в сторону леса. Пошла туда, и за деревьями увидела щитовое здание с табличкой «СМП-597». Было около шести часов вечера, но в конторе еще работали. Я вошла в отдел кадров и обратилась с вопросом о трудоустройстве. Узнав о том, что у меня есть опыт работы, образование, я не замужем и нет детей, комсомолка, сотрудник отдела кадров сказала, что такие люди здесь нужны. Мне подписали заявление и приняли в бригаду отделочников в качестве штукатура-маляра. А вот мест в женском общежитии не было, и меня временно поселили в гостиницу.  Еще оставалось пройти медкомиссию, прописаться, и я уже выхожу на работу. Все сложилось как нельзя лучше!

Нашла судьбу

- В бригаде меня приняли хорошо. Все, чем занимались на стройке, делать умела, кроме одного – клеить обои. Научилась этому быстро. Две недели проработала на объектах в Северомуйске, и нас отправили в командировку. Ехали в рабочем поезде, тут же ребята возвращались из командировки. Мои смелые девчата познакомили меня с Игорем. Когда он выходил на станции, то пообещал мне, что приедет к нам в Северомуйск. Вскоре на выходных сдержал обещание: мы с ним ходили на танцы, гуляли по поселку, и он рассказал мне о себе. Игорь Владимирович Кузьмин приехал на станцию Леприндо из Луганской области вместе с родителями. Работает плотником в Мостоотряде, но хочет получить профессию водителя. Во время строительства БАМа профессия водителя была уважаема и востребована. За два дня, проведенных вместе, поняли, что это любовь, друг без друга уже не можем. Поэтому он принял решение переехать в Северомуйск. Когда сообщила в бригаде, что выхожу замуж, бригадир похлопотала за нас, и нам выделили комнату в общежитии.

- А свадьба у вас была?

- Да, были две. Первую родители сделали в Леприндо, вторую –– свадьбу на берегу реки – мои коллеги из бригады устроили нам в подарок. Так что у нас бамовская семья, если сказать высоким слогом.

Игорь, как и планировал, получил права водителя и перешел работать в Автобазу Бамтоннельстрой. У нас родился сын, и нам дали однокомнатную квартиру. Потом была и трехкомнатная – без жилья не бедствовали. Мне так же приходилось ездить в командировки, но Игорь во всем помогал. Бывало, ездили производить отделочные работы в зданиях разъездов. В таких случаях жили внутри объекта, везли с собой матрасы, подушки, одеяла, белье. Устраивались, как придется, умывались водой из ручья и готовили еду на костре, но не роптали, не жаловались. Был девиз: «надо – значит надо!». Ехали и делали все красиво.

- Наташа, ты техник-строитель, могла бы работать мастером или в конторе. Тебе предлагали должность?

- Предлагали, но я отказалась. Не люблю командовать, проще руками делать работу в бригаде. Тем более, мы все были дружны, помогали друг другу, если нужно было. А наш бригадир – Нина Петровна Алькова была нам как мать родная.

Оценили по заслугам

- Ты была активной комсомолкой? В каких мероприятиях принимала участие?

- Было хорошее время. Проводились спортивные соревнования, праздники в поселке. Участвовала почти во всем. Играли в волейбол, выступала в команде. Однажды направили на трестовский профессиональный конкурс «Лучший отделочник» в Северобайкальск. К тому времени у меня уже был достаточный опыт работы, сноровка. Выступила уверенно, заняв второе место.

- Рабочие, которые добросовестно и качественно выполняют работу, пользуются авторитетом в коллективе, правда?

- Соглашусь, меня уважали в бригаде, а руководитель Сергей Николаевич Иваньев ставил в пример остальным. Есть у меня и много грамот, получала премии. Работа мне нравилась, чувствовала себя уверенно. Получила грамоту от минстроя РФ. За работу на отделке домов в постоянном исполнении в 2001 году присвоили звание «Заслуженный строитель РБ». Еще я ветеран труда.

- А какие награды у Игоря?

- У него тоже много грамот, есть благодарственные письма от Автобазы БТС. Игорь добросовестно относился к работе, но остался незамеченным, как и многие другие строители БАМа.

Наташа достает семейный альбом и показывает фотографии тех лет. Большинство сделаны на работе, есть фото с друзьями на мероприятиях, семейные.

- На БАМе у нас было много друзей, с некоторыми отношения сохранили, общаемся в социальных сетях или по телефону. Дружба – это большое богатство, стараемся его сберечь. Ни на минуту не сомневалась в правильности своего решения поехать на БАМ, что и подтвердила моя жизнь. Там встретила свою половинку Игоря, с которым продолжаем жить, там родились наши дети, там я заработала пенсию. Да и жили мы в хорошем месте: рядом лес, а там – ягоды, грибы, воздух чистый, напоен ароматами леса. Речка рядом, вода – вкусная, полезная. Чего еще желать?

Жизнь после БАМа

- О ваших детях расскажи подробнее.

- Старший сын живет и работает в Северомуйске, у него семья, двое детей, наших внуков. Дочь, получив образование менеджера по туризму, осталась в Красноярске, пока не замужем, работает. Каждое лето приезжают к нам, что-то помочь сделать, повидаться, отдохнуть на Байкале. Дети у нас хорошие, любят нас.

«Расскажи про то, как вы оказались в Каменске», - присоединяется Пётр Алексеевич.

- Работа по строительству БАМа закончилась, мы получили сертификат на приобретение жилья и решили выбрать место, где будет комфортно жить. Место должно быть в Сибири, так как здесь живут наши дети, да и вообще нам тут нравится. Сестра живет в Иркутске, брат – в Татарском ключе, вот и выбрали где-то посередине. В Каменске живет знакомый Игоря с женой, к нему я и приехала, посмотрела поселок, осмотрелась вокруг: горы, речка горная, рядом – железная дорога, недалеко – Байкал. И тепло: хоть зимой, хоть летом. Купили дом, переехали, обустроились. Игорь работает водителем, я по хозяйству дома.

- Что в памяти осталось ярким, запоминающимся моментом о жизни и работе на БАМе?

- Много чего. Вся жизнь на БАМе – яркое приключение. Но, пожалуй, больше всего я запомнила, точнее меня просто шокировал момент, когда мне присвоили звание «Заслуженный строитель РБ». Почему я? Я просто работала рядовым рабочим строителем, как многие. Однако наша бригада восприняла это событие как закономерный итог моей добросовестной, безотказной и ответственной работы в бригаде, поэтому меня поздравляли ото всей души: бурно, радостно, ярко. И это мне запомнилось.

Об авторе

Антонина Николаевна Максимова – ветеран труда, ветеран строительства Байкало-Амурской магистрали. Единственная женщина на БАМе, руководившая строительно-монтажным поездом, будучи назначенной как профессионал на должность начальника СМП-608. Инженер-строитель, выпускница Восточно-Сибирского Технологического института.

За свой труд удостоена медалей «За строительство БАМ», «Ветеран труда», почетного знака РФ «За культурное обслуживание строителей БАМ», почетного звания «Заслуженный строитель РБ».

Писатель, поэт. С 2018 года вышли в свет 3 книги: автобиографическая повесть «И время пришло», сборники стихов «А у души нет возраста», «Пространство надежды». В свои 87 лет пишет очерки о первостроителях БАМа  - героях великой стройки 20-го века.

Член БРОО «Совет ветеранов БАМа» с первых дней ее создания. Вдохновитель, участник многих мероприятий и встреч с ветеранами и молодежью. Неустанный труженик, любящая мама, бабушка, прабабушка.

Автор: Беседу вела Антонина МАКСИМОВА, ветеран БАМа, писатель, поэт

Фото: предоставлено автором

Читайте также