Об одном из них хочу рассказать в своей статье. Мой рассказ посвящен Почетному гражданину Селенгинского района - Раднаеву Бимбе Агбановичу, удостоенному высоких званий «Заслуженный учитель Республики Бурятия», «Отличника народного образования» РСФСР, СССР.
В начале пути
Б.А. Раднаев родился в 1923 году в селе Харгана Селенгинского района в семье колхозников. Окончив в 1941 году Загустайскую среднюю школу, он два года проработал в родном селе счетоводом, помощником бригадира в полеводческой отрасли. На фронт не был призван из-за слабого зрения. В 1942 году поступил на физмат в БГПИ, после окончания пединститута был назначен директором Ноёхонской семилетней школы. В районе не хватало специалистов-педагогов с высшим образованием, поэтому Бимба Агбанович был призван в штат районного управления образованием.
В районе функционировали всего две средние школы - Загустайская и Новоселенгинская, было пять школ-семилеток, в селах были начальные классы.
В 1949 году Бимба Агбанович переведен в Загустайскую среднюю школу, так как не хватало учителей физико-математического цикла. Пять лет было отдано родной школе. За это время он успел поработать завучем, позже - директором школы. В августе 1954 года был назначен заведующим Селенгинским отделом народного образования. В районе назрела проблема открытия новых средних школ, детских садов и яслей.
Район развивается
К концу 50-х годов были открыты средние школы в селах Жаргаланта и Ташир, в поселке Селендума. Заведующему районо Б.А. Раднаеву приходилось решать вопросы не только строительства, оснащения новых школ, но и решать кадровые вопросы: для работы в школах привлекались участники ВОВ, которые направлялись на заочное обучение в БГПИ им. Д. Банзарова, приглашались выпускники педвузов из центральных районов СССР. Необходимо было строить квартиры для приглашенных специалистов.
Б.А. Раднаев руководил не только педагогическим процессом в районе, в начале 1958 года он был избран заместителем председателя Селенгинского райисполкома, затем в связи с объединением Селенгинского и Кяхтинского районов трудился заместителем председателя Кяхтинского района. Это было время перемен, связанных с реформами Н.С. Хрущева.
Объем работ, несомненно, возрос: предстояла большая работа по строительству типовых школ, дошкольных учреждений, пришкольных интернатов, нужно было строить новые социальные объекты для населения - больницы. амбулатории, дома культуры.
Также особое внимание Б.А. Раднаев уделял торговому обслуживанию населения: сельские потребительские общества разворачивают сеть автолавок для обслуживания малых сел, чабанских стоянок и молочно-товарных ферм.
После раздела в 1965 года двух районов Бимба Агбанович снова возвращается в свой родной район - директором Загустайской средней школы. Загустайская средняя школа в то время была одной из лучших школ республики. Не случайно предыдущий директор С.Г. Дугаров был назначен министром просвещения Бурятии. Что же нового мог предложить новый директор школы?
Создать школу-флагман
Проделав тщательный анализ учебно-воспитательного процесса, Бимба Агбанович убедился, что взгляд на школу только как на учебное заведение, которое дает основы знаний, является в какой-то степени односторонним, не отвечающим современным запросам. Школа, тем более сельская, делает вывод директор - это социально-культурная система, в ней должны быть заключены все элементы формирующейся структуры социализма, поэтому она должна стать органом, опережающим все ситуативные запросы общества.
Б.А. Раднаев начинает свою деятельность руководителя с укрепления материально-технической базы школы. Вводятся новый учебный корпус на 280 мест, типовой спортивный зал, прекрасно оборудованный кабинет машиноведения с гаражом. В школьных мастерских и классах машиноведения школьники-юноши получают права тракториста широкого профиля, девушки - навыки швейного дела.
Школьники в летние каникулы были заняты производственным трудом: создавались ученические бригады по выращиванию ягнят, многие работали в Селенгинском плодово-ягодном питомнике; были бригады овощеводов, которые работали на колхозном огороде и на пришкольном участке. Вся продукция, выращенная детьми на пришкольном участке, отправлялась в школьную столовую.
Загустайская школа одной из первых перешла на кабинетную систему обучения: прекрасно были оборудованы кабинеты физики учителями С.Ц. Ломбоевым, Н.Н. Дашинимаевым, математики - учителями Р.Ц. Найдановым, Д.Р. Очировым, З.Д. Дабаевой.
В 1967 году в Республиканском конкурсе по созданию и оборудованию учебных кабинетов, внедрению передовых методов и приемов обучения школа заняла второе место и была премирована суммой 50 тысяч рублей.
В своей деятельности директор Б.А. Раднаев всегда опирался на достижения педагогический науки, пропагандировал идеи учителей-новаторов, ученых-педагогов. Загустайская средняя школа становится опорной школой Бурятского филиала института национальных проблем РСФСР, в школе проходят педагогическую практику студенты БГПИ. Ежегодно на базе школы проводятся республиканские, межрайонные семинары, где учителя школы выступают с докладами по актуальным проблемам методики преподавания отдельных предметных циклов, дают открытые уроки. Ученики школы постоянно занимали призовые места в предметных олимпиадах. Многие выпускники школы стали докторами и кандидатами наук.
В 1970 году Загустайской средней школе вручается Почетное Знамя Президиума Верховного Совета, Совета Министров Бурятской АССР и обкома КПСС.
Руководитель и наставник
В 1978 году Б.А. Раднаев назначен заведующим Селенгинским районо, где он проработал до ухода на пенсию.
Один из авторитетных и старейших работников народного образования Селенги Раднаев Б.А. много труда и энергии вложил в развитие Загустайской средней школы, одной из лучших сельских школ Республики Бурятия. В то время в школе обучалось свыше тысячи учащихся, работало более 80 педагогов и воспитателей.
В Загустайской средней школе я работала в течение 17 лет учителем русского языка и литературы. Большая часть этих лет прошла под руководством Б.А. Раднаева, поэтому хочу отметить его личностные качества как директора школы: он никогда не повышал голос, никогда в педколлективе не было «разносов», всегда старался поддержать учителей, особенно молодых, всегда был тактичен в своих суждениях, доброжелателен. Мой наставник меня поддерживал, когда я, проработав в школах Селенгинского района 19 лет, продолжила педагогическую деятельность в Республиканском институте повышения квалификации педагогических работников, одним из первых поздравил меня с защитой кандидатской диссертации. Я благодарна моему руководителю и наставнику за поддержку и советы.