Общество 1 фев 2024 2578

О правилах подношения хадаков накануне Сагаалгана напомнили ламы Курумканского дацана

В Бурятию и Монголию эта традиция пришла из Тибета.

Подносится хадак в поклоне или полупоклоне, в зависимости от объекта приветствия.

В Тибете наиболее распространен белый цвет, символизирующий чистоту помыслов и благие пожелания. В Монголии и Бурятии чаще используют синий цвет, означающий небесную чистоту помыслов. Ламам и людям пожилого возраста обычно преподносят жёлтый хадак.

На алтаре изображения, статуи святых, божеств обязательно покрывают или заворачивают в желтый хадак. Также иногда их используют в качестве оберега, благословив и особым образом завязав. Существует обычай хранить хадаки 5 цветов на домашнем алтаре.

Синий хадак цвета синего неба – знак чистоты и спокойствия.

Зеленый хадак – символ дерева, означает достаток, урожайность, развитие.

Красный хадак символизирует огонь - знак душевной теплоты, любви, сохранности.

Желтый хадак – это символ земли, означает стабильность, уверенность, мудрость, а также является знаком возвышения и распространения буддизма.

Белый хадак – символ воды, олицетворяет благие деяния, щедрость, непрерывность.

Также эти 5 цветов соотносят с 5 дхъяни (семействами) будд или же с 5 мудростями. В тантрической традиции они могут символизировать 5 совершенно очищенных состояний сознания - энергии. Все зависит от мотивации подносящего.

- При подношении хадаков всех 5 цветов нужно раскладывать их следующим образом, - рассказывает Еши Намжил лама. - Снизу желтый хадак, на него ложится белый, затем красный, синий и, наконец, зеленый, т.е. земля, вода, огонь, ветер и дерево. В данном случае пространство и ветер объединены, а дерево считается самой большой драгоценностью на нашей земле. Есть ещё вариант в расположении цветов. Синий с зелёным меняются местами, т.е. после Огня (красный хадак) следует Дерево (зелёный хадак). Завершать будет Ветер (синий хадак). Какой придерживаться традиции – это личное дело каждого. В Белый месяц (Новый лунный год) хадаки пяти цветов подносятся на домашний алтарь. Затем, после окончания Белого месяца, хадаки убираются и хранятся до следующего Нового года.

В канун следующего Белого месяца хадаки подносятся ламам в дацанах, уважаемым людям, родителям или привязываются на святых местах. Таким образом, проявляется парамита щедрости – делюсь всеми духовными и материальными богатствами, которыми владею.

Большим дополнением является хадак, если он находится на руках у верующего во время ритуала призывания Удачи и Счастья (Далга по- бур.), особенно в 1 день Нового лунного года (Сагаалган по- бур.) Испорченные, старые хадаки не нужно держать дома. Их либо сжигают, либо подносят на самый низ закладки ступ, статуй.

Фото: Курумканский дацан