С древних времен буряты почитали своих предков, их всегда вспоминали добром. Знать свою родословную считалось очень важным делом, бережно фиксировали, записывали своих предков по отцовской линии. Прославленные, именитые люди родов пользовались особым почётом и уважением. Когда рождался мальчик, родители ходили к улусному писарю родословия с хадаком и подарком и обращались с просьбой записать новорожденного к ветви его родословной. Каждый наизусть знал своих предков до пятого колена, иные до седьмого-восьмого, а некоторые даже до десятого колена.
Чтобы род не прервался
Человек, исследовавший свою родословную, изучивший исторические записи, семейное древо, ознакомившийся с происхождением своих предков, нашедший интересных родственников, сам является интересной личностью и прекрасным рассказчиком. Люди, встречаясь на праздниках, на свадьбах, здороваясь, в первую очередь интересовались друг у друга его родовым происхождением и тем, к какому колену своей родословной тот относится. И завязывалась интересная беседа.
Если человек не знает свою родословную, забыл или не интересуется ею, то род его приходит к концу, и он становится человеком из ниоткуда, человеком без роду и племени. Таким образом, у генеалогического древа жухнет листва, засыхают ветви, оно умирает и падает. Так теряется духовная связь с предками.
По старинному обычаю такое также происходит, если в семье не родится мальчик, а будут все девочки. В этом случае развитие родословной как бы прекращается. Но современные учёные считают, что надо фиксировать и женскую ветвь. Поэтому семьи стали учитывать в продолжении рода наряду с мужской отцовской и материнскую линию.
Отмечу, что были времена атеизма, социализма, строительства так называемого коммунизма, когда все старые устои и привычки отвергались, появлялись новые лозунги типа «урданай юумэн ула болоо, мүнөөнэй юумэн зула болоо» («прежнее стало не нужной подошвой, а новое освещающей свечой»). Но времена меняются, и сегодня всё зависит от сознания и желания самого человека. Знание и почитание своих предков никому не вредит, а, наоборот, обогащает, возвышает личность, делает её интеллектуально богатым.
Человек продолжает жизнь своих предков, и всё, что в нём есть, заложено его изначальным родом, а он сам - составная часть своей родословной, идущей из прошлого в будущее через настоящее. Предки покровительствуют потомкам своих родов, оберегают их от несчастий, поэтому установление духовной связи с ними помогает и в материальной жизни.
Откуда мы?
Возникла необходимость узнать свою родословную для передачи потомкам. Дело в том, что мои дети выросли, не зная родного языка, значит, и своей родословной, поскольку я постоянно жил и работал в русскоязычной среде. По специальности я инженер-металлург цветных металлов, работал на горно-металлургических комбинатах и заводах на инженерных должностях, а затем был призван на службу. В Улан-Удэ приехал после выхода на военную пенсию.
В данной статье не стану придерживаться структуры научных исследований, а буду освещать вопросы, так сказать, пунктирно. Говоря иначе - это начало начал, и интересующиеся люди могут в дальнейшем сами продолжить исследование, внести дополнения и уточнения.
Для того, чтобы ответить на вопрос откуда, от кого идёт наш род, надо заглянуть в историю. В этом буду пользоваться в основном трудами доктора исторических наук, профессора Ширапа Бодиевича Чимитдоржиева.
Итак. Мы есть буряты, народ наш состоит из пяти племён с их родами.
Род племени ХОРИ: галзут, шарайт, хуасай, хубдут, худай, харгана, гучит, бодонгут, сагаан, хальбин, батанай. (Кто-то подсчитал, что люди племени хори составляют 48 % всех бурят);
Род племени ЭХИРИТЫ: шоно, буура, хамнагадай, хадаалай, ользонов, баяндай, абзай. (17 %);
Род племени ХОНГОДОРЫ: ашхай, ашат, холшо, даши, хагта, дуртэн, тайбжан, боолдой, тэртэ, шошолок, бадархан, хабарнут, улахан, шаранут. (14 %);
Род племени СЕЛЕНГИНЦЫ: сонгол, сартул, табангут, атаган, ашебагат, уряанхай. (13 %);
Род племени БУЛАГАТЫ: алагуев, хурхутский, готольский, «батлаевская семерка» (Батлай), «бубаевская восьмерка» (Бубай), харанутский, хулмэнгэнский, хогойский, онгойский, онхотойский и др. (8 %).
Но исторически мы все есть бурят-монголы.
Племя хори
Сначала определимся с понятиями рода и родословной.
Родом именуется совокупность людей, объединённых кровными узами в прошлом, настоящем и будущем. Родословная - это семейная история нескольких поколений людей, представленная в виде генеалогических взаимосвязей с указанием степеней родства.
Начало роду бурят-монголов положили Буртэ-Шоно и его супруга Гуа-Марал, которая была из так называемых хори-тумэдов (хори-туматов). Родиной хори-тумэдов являлась местность Баргажан-Тухум (Баргуджин-Токум), которая находилась в краю, именуемом Ариг Ус (чистая вода) на берегах Байкала. А Буртэ-Шоно, как пишут некоторые исследователи, прибыл когда-то с юга и стал главой местного племени.
Одним из их сыновей был Хоридой-Мэргэн (иногда пишется - Хорилартай-Мэргэн).
С имени Хоридой-Мэргэна начинается этноним хори, в последующем - хори-буряты. Имя Хоридой-Мэргэн мог означать «меткий хоринский стрелок», предводитель.
Учёными предполагается, что этноним хори древнее времени разделения монголов на племена, тем не менее имеет близкое родство как с монгольскими, так и тюркскими элементами (если назвать «Хорилартай-Мэргэн», то суффикс -лар - тюркский, означает множественное число). Допускается также, что этноним хори может означать некогда бывшую численность родов хоринцев - двадцать.
Женой Хоридой-Мэргэна была женщина по имени Баргажан-гуа (Баргуджин-гуа). У них родилась единственная дочь, которую назвали Алан-гуа.
В результате междоусобных конфликтов и разборок Хоридой-Мэргэн со своей семьей и с близкими друзьями переселился и обосновался на южных склонах горы Бурхан-Халдун, где кочевал вверх и вниз по берегам Онона. На этих же местностях проживали и монгольские племена.
Из мифологических преданий кочевавших монгольских племён известно, что гора Бурхан-Халдун, расположенная на северо-востоке Монголии, является местом силы, связанной с именем Чингисхана. Считается, что он родился в тех местах и похоронен там же. Горный массив Бурхан-Халдун включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
От Алан-гуа до Чингисхана
Продолжим повествование. Однажды представитель одного из монгольских племён, мужчина по имени Дува-Соохор, вместе со своим младшим братом Добу-Мэргэном поднялся на гору Бурхан-Халдун. Когда они оттуда посмотрели вниз, то увидели группу кочующих людей, спешно спускающихся вдоль реки Тунхэлэг. Дува-Соохор, человек с феноменально острым зрением, говорит Дува-Соохору: «Среди этого кочующего народа на средней закрытой повозке, вижу, сидит перед тентом очень красивая девушка. Если она ещё не жена кого-нибудь, то тебе, Добу-Мэргэн, надо с ней познакомиться и подружиться». И отправил младшего брата к ним.
Когда Добу-Мэргэн подъехал к кочевникам, то увидел действительно красивую девушку. Оказалось, что она имеет высокий статус и не замужем. Звали её Алан-гуа, была дочерью предводителя рода хори-тумэдов Хоридой-Мэргэна.
О том, как поженились Добу-Мэргэн и Алан-гуа, подробно описывается в «Сокровенном сказании монголов», поэтому приводить здесь не буду, скажу только, что он её насильно выкрал.
У Добу-Мэргэна и Алан-гуа родились два сына по имени Бугунэтэй и Бэлгунэтэй. Когда Добу-Мэргэна не стало, в последующем Алан-гуа родила ещё трёх сыновей: Буха-Хатаги, Бухату-Салжи и Бодончар-Мунхаг. В «Сокровенном сказании» пишется, что этих трёх сыновей она родила не от земных людей, а от некоего луча с неба. У красивой и умной Алан-гуа была необходимость в такой легенде,
После смерти Алан-гуа её сыновья, т.е. братья, рассорились между собой, и, когда делили имущество, то младшему брату Бодончар-Мунхагу ничего не дали, и он кормился и выживал тем, что сам добывал на охоте. Однажды Бодончар-Мунхаг напал на кочевой народ,
победил и стал его предводителем - ноёном.
От старших сыновей Бодончар-Мунхага произошёл монгольский род борджигинов. По сообщению персидского историка X1V века Рашид ад-Дина, борджигины, к которым относился и Чингисхан, означает «синеглазые». Представители этого клана отличались синим цветом глаз и рыжими волосами.
Если изучить фактические сведения, данные в «Сокровенном сказании монголов», то между Алан-гуа и Чингисханом насчитывается десять родившихся людей мужского пола. Это: Бодончар-Мунхаг, Хабичи-Батор, Менен-Тудун, Хачи-Хулук, Хайду, Байшонхор-Докчин, Тумбанай-Сэчэн, Хабул-хан, Бартан-Батор, Есугэй - Батор.
От Есугэй-Батора в 1162 году родился сын, которого назвали Тэмуджином впоследствии - Чингисхан). Таким образом, Добу-Мэргэн (монгол) и Алан-гуа (можем сказать, хори-бурятка) являются основоположниками рода чингисидов. Все их потомки по материнской линии являются, по-бурятски, нагасанар.
Другие версии
Некоторые исследователи находят несколько иные исторические предания и записи, конкретизируя происхождение хори-бурят. Вот, например, такие.
Предками бурятского рода были, как говорилось выше, Буртэ-Шоно и Гуа-Марал. От них повёл родословную человек по имени Барга-Батор (Барга). Он обзавёлся семьёй, обосновался и стал жить на южном берегу Байкала. У него появилось трое сыновей: Олюдай (Олюта, Уледэй, Элюдэр, Ойрат), Бурядай (Бурят) и Хоридой (Хоридой-Мэргэн).
Когда дети повзрослели, Барга определил им дальнейшую дорогу.
Сына Бурядайя оставил возле себя. Он был нрава общительного, трудолюбивым, способным к домашним делам. Отец передал ему весь скот и имущество.
Сына Олюудайя отправил с подчинёнными ему людьми на запад к хребтам Алтай-Хангая с богатой хорошей травой, водой и деревьями. В последующем его потомки ввиду сложившихся сложных обстоятельств переселились в Восточную Европу и стали называться хальмаг (калмыки).
Поскольку любимым занятием Хоридойя была охота, то отец, подарив ему лук, стрелы и колчан, отправил его на горно-лесистую местность, чтобы он и его люди выживали путём охоты. Жили они по западным и северным берегам Байкала.
Исследователи считают, что распоряжение Барги имеет реальное основание и, по их мнению, свидетельствует о том, что западные монголы (ойраты-калмыки), затем буряты, жившие на северо-западных берегах Байкала, а также хори-буряты, жившие к югу и востоку от Байкала, произошли от трёх сыновей Барга-Батора, значит, все они являются выходцами из рода Барга, имеют единое родовое происхождение с бурятами.
Младший из сыновей Барга-Батора, Хоридой-мэргэн, женился на трёх женщинах. Его первая жена Баргуджин-гуа родила дочь, вторая жена по имени Шаралдай родила пять сыновей, третья жена Нагатай родила шестерых сыновей. Имена сыновей от второй и третьей жены составляют эпонимы, известные как названия одиннадцати хоринских родов. (Эпоним (греч.) - лицо, от имени которого образованы имена нарицательные или собственные).
В исторических документах о родословных наибольшее количество сведений встречается о хори-бурятах. В них-то и говорится, что люди всех одиннадцати хоринских родов произошли именно от Хоридой-Мэргэна. Первая его жена Баргуджин-гуа родила дочь по имени Алан-гуа. Вторая жена по имени Шаралдай родила пятерых сыновей: Галзуд, Хуасай, Хубдуд, Гушад, Шарайд. Третья жена Нагадай подарила мужу шестерых сыновей, их имена: Харгана, Худай, Бодонгуд, Хальбин, Саган, Батанай. От неё родились ещё два сына, но они умерли в младенческом возрасте.
Потомки одиннадцати хоринских родов разошлись по всем бурят-монгольским поселениям и по другим местам, живут они и в Монголии, и в Китае.
Родовое, родословное или генеалогическое древо, произрастая как бы из одного с мощным корнем ствола, растёт, красиво распускаясь, и разветвляется во все стороны на все времена.
Красивая легенда
О происхождении хори-бурят имеются и другие версии. Например, в народе есть красивая легенда, где рассказывается, что хори-буряты имеют лебединое происхождение и берёзовую коновязь (хун шубуун гарбалтай, хуһан модон сэргэтэй). В ней говорится, что Хоридой, предок хоринцев, однажды бродил по острову Ольхон и увидел трёх лебедей, спустившихся на берег озера и превратившихся в трёх девиц. Они разделись и пошли купаться. Хоридой похитил одежду одной из них, и она, не сумев улететь вместе с подругами, осталась на земле, вышла замуж за Хоридоя и родила ему одиннадцать сыновей, от которых пошли одиннадцать хоринских родов. Когда оба они состарились, жена попросила у Хоридоя для примерки свою одежду, надела её, превратилась снова в лебедя и улетела через дымовое отверстие юрты. Говорится, что обычай хоринцев брызгать вверх молоко или чай, когда пролетают лебеди, восходит к этому мифу.
Вообще-то буряты испокон веков с почтением и благоговением относились к белым лебедям. Когда лебеди в весеннюю пору прилетали с юга, а осенью улетали обратно, то хори-бурятские женщины лебединую стаю встречали и провожали с подношениями и брызгами белой пищи.
Гимн хори-бурят
(Хориин зоной hүлдэ дуун)
Слова Ц.А. Жимбиева, музыка Д.Д. Аюшеева
Байгаа юртэмсэдэ бүмбэ болоһон
Байгал далайем аршаанаар сүршөөгыш.
Булган дайдада буусаа олоһон
Буряад-Монголым, Бурхан, үршөөгыш!
Дабталга
Жабхалантай,
Жаргалантай
Жагсаалта хүсэлдөө зорииш урагшаа –
Хоридойн албатан,
Хун шубуун гарбалтан
Хүхэ мүнхэ тэнгэриин ашаар!
Анхан урданай Арын ноёдой
Алтан обоодо мүргэл заяагаат,
Агуу Ерээдүйн түлөө оролдоод,
Али олохон замаар харгылаат.
Дабталга
Түрэл арадай түүхэ гайхамшаг –
Түрэ наранайнь тугууд мандана,
Түби бүхэнэй түмэн айлшады
Торгон хадагаар золгон угтана...
Дабталга